Поиск
16 мая 2016

Айн, цвай, Полица: интервью с travel-фотографом Майклом Полицей

17 мая в ЦДХ стартует фотофестиваль «Зов Африки». Мы встретились с фотографом Майклом Полицей — одним из участников выставки — и узнали все подробности его путешествия на самый жаркий континент.
Айн, цвай, Полица: интервью с travel-фотографом Майклом Полицей
  • Текст: Ксения Голованова, Марина Грибова
  • Фото: Александр Платонов

В жизни Майкла Полицы есть две страсти: фотография и путешествия. Из их симбиоза родилась третья — съемки в африканских хот-спотах, которых в послужном списке обаятельного немца столько, что хватит на сотню книг. Собственно с книги — первой и самой успешной за почти 20-летнюю карьеру фотографа — все и началось. Первый альбом Africa, выпущенный издательством teNeues, к огромному удивлению автора, получил блестящую рецензию в New York Times и стал coffee table book номер один в США и Германии. Полица всерьез задумался о том, что хобби пора превращать в профессию: и сегодня Майкл — звезда travel-фотографии, автор почти десятка бестселлеров и владелец собственного агентства, специализирующегося на организации фототуров.

Обложка альбома «Africa», Майкл Полица

Идея заняться фотографией была внезапным озарением или осмысленным решением, которое ты вынашивал годами?

Если честно, я никогда не думал о том, что буду жить, не выпуская камеру из рук. В юности снимался в кино и на первые заработанные таким образом деньги купил себе Canon A-1, который долгое время был моей любимой игрушкой. Потом игры наскучили, я создал собственную IT-компанию, сосредоточился на бизнесе и стал самым молодым миллионером в Германии. После краха доткомов и банкротства сотен IT-компаний, порожденных «информационной экономикой» Кремниевой долины, терять было нечего. Оставшиеся деньги я вложил в лодку под названием Starship и уплыл в кругосветку — подальше от суровой реальности. Это был не просто кругосветный тур: участникам экспедиции предстояло отправиться по местам, о которых не слышали ни туристы, ни даже туроператоры. Так в мои руки снова попала камера, и за три года — именно столько времени мы провели в плавании — накопилась тонна кадров. Я, наверное, слишком много говорю?

Нет-нет, что ты!

Так вот: потом лодку Starship я продал оскароносному актеру Джину Хэкмену и поселился в Кейптауне, где познакомился с Колином Беллом, одним из основателей Wilderness Safaris — крупнейшей в мире экотуристической компании. Мы сразу подружились, и Колин предложил мне прокатиться по его лоджам и поснимать в Ботсване, Намибии, Зимбабве, Кении, Замбии. Беспечный вояж длился два года и привел к тотальному моему банкротству: вернувшись в Кейптаун, я понял, что нужно срочно действовать. И тут вдруг вспомнил, что знаком с издателем teNeues. «Окей, привози картинки», — сказал тот без особого энтузиазма, поскольку в портфолио teNeues тогда не было книг о путешествиях, равно как и интереса к ним. Когда я показал фотографии и сообщил о своем намерении связаться с Taschen, он запретил мне вставать с места, и мы мгновенно заключили контракт. Фух, надеюсь, я ответил на твой вопрос, с чего все началось.


Лодж Paddock House в Segera Retreat, Кения. Фотограф: David Crookes.

Правда, что однажды ты провел восемь дней в воздухе, направляясь из Гамбурга в Кейптаун на вертолете?

Да, это был нешуточный челлендж! Так появилась другая моя книга — «Eyes Over Africa», в которую вошли фотографии, сделанные с воздуха. Я тогда еще не использовал дроны для съемки, и идея с вертолетом, принадлежавшим моему другу, казалась весьма занятной. Когда смотришь на все сверху, знакомые очертания складываются в причудливые узоры, возникают неожиданные образы.

Как ты думаешь, почему твои книги стали такими успешными?

Наверное, потому что спустить затвор может каждый, а вот сделать это в правильный момент длиной в долю секунды — единицы. Для меня travel-фотография не столько про статичную красоту места, сколько про красоту ускользающую. И про то, что современный визуальный язык меняется, становясь менее прямолинейным.

Лодж в Linkwasha Camp, Зимбабве. Фотограф: Dana Allen.

Можно ли организовать путешествие в Африку самостоятельно?

Это большой риск. И дело даже не столько в безопасности (хотя и в ней тоже), сколько в банальном комфорте, в логистике и в том, что нужно четко знать, за чем именно и куда лететь. Это не цирк, где представление с животными начинается строго по расписанию. Вы можете приехать и не увидеть ровным счетом ничего просто потому, что оказались не в том месте и не в тот отрезок времени. Взять, к примеру, национальный парк Серенгети в Танзании: очень важно попасть туда в период миграции животных, иначе впечатления ограничатся изучением интерьеров лоджа. Когда я возвращался из своих бесконечных африканских трипов, друзья и знакомые постоянно атаковали меня просьбами сдать явки-пароли. Я охотно делился, а потом они приходили разочарованные и говорили, что в большинство мест, куда мне удалось отправиться на фотоохоту, путь рядовым туристам закрыт. Чтобы этого избежать, лучше сразу подавить в себе амбиции первооткрывателя.

Лодж в Mombo Camp, Ботсвана. Фотограф: Dana Allen.

Куда бы ты посоветовал отправиться тем, кто никогда не был в Африке? С чего лучше начать?

С ЮАР. Во‑первых, проведите пару-тройку дней в Кейптауне. Конечно, вас встретит не та Африка, которую можно увидеть в моих книгах, но зато там отличнейшие рестораны, пляжи, да и в целом атмосфера приятная, расслабленная. Потом отправляйтесь в заповедник Sabi Sand — это своего рода софт-версия сафари. «Софт» не потому, что впечатлений меньше — их будет достаточно, поскольку там обитает «большая пятерка» (слон, носорог, буйвол, лев, леопард), — а из-за того, что около одного льва иногда кружатся двадцать джипов. Там сложившаяся инфраструктура, большой поток туристов — и в этом на самом деле тоже есть свои плюсы. По крайней мере для первого раза.

Чего точно не стоит ждать от поездки?

Черной икры, ванны с шампанским и тщательно взбитых перин. Шучу. Впрочем, по моим собственным наблюдениям, в Африку как раз-таки и отправляются те, кто устал от мраморных сьютов с позолоченными колоннами. Им хочется выйти из зоны комфорта, хочется сногсшибательных впечатлений. И да, такой экспириенс стоит не меньше упомянутых сьютов, но ты всегда понимаешь, за что платишь несколько десятков, а иногда сотен тысяч долларов. Не за то, что отельеры когда-то решили свезти в твой номер дорогущую мебель и произведения искусства, а за собственные воспоминания, которые будешь хранить, как фамильную драгоценность.

Гостевой лодж Serra Cafema, Намибия. Фотограф: Dana Allen.

Какую камеру и сколько объективов ты обычно берешь с собой на сафари?

Я снимаю на Canon EOS 5D Mark II и ношу с собой семь объективов. Но это тяжкий труд — таскать столько оборудования! Любители могут ограничиться одним телевиком.

На карте еще остались африканские страны, в которых ты не был?

Конечно! Давно мечтаю о Мали и Судане. Думаю, к следующей выставке смогу привезти пару десятков симпатичных кадров оттуда.

Кстати, о выставке: что лично тебе хотелось бы донести до посетителей? С какими мыслями они должны уходить из ЦДХ?

Мне кажется, для некоторых может стать открытием, что Африка вообще существует как направление. Шучу. Ну, а если серьезно, поделиться тем, что мне и другим фотографам удалось увидеть за время наших приключений, — уже большое счастье. Знаешь, когда вышла моя первая книга, я получил много писем от незнакомых людей. Одни рассыпаются в комплиментах, другие спрашивают совета, но есть и третьи — те, кто, пролистав несколько сотен страниц, просто молча начинают собирать чемодан. Так вот: надеюсь, в ближайшее время третьих станет еще больше.

«Зов Африки», 17−29 мая, ЦДХ

www.tourboss.ru

www.wilderness-safaris.com

Интервью подготовила: Анна Вавилова



Фото из альбома «Africa», Майкл Полица
Фото из альбома «Africa», Майкл Полица
Фото из альбома «Africa», Майкл Полица