Burning Man по-русски: художники и основатели арт-парка Никола-Ленивец — о том, кому нужна Масленица в 2021 году

И зачем москвичи преодолевают десятки километров, чтобы увидеть сожжение 24-метровой инсталляции
Burning Man по-русски: художники и основатели арт-парка Никола-Ленивец — о том, кому нужна Масленица в 2021 году
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Никола-Ленивце особое отношение к Масленице: каждый год здесь строят арт-объект величиной с девятиэтажный дом, чтобы устроить большой костер. В этот раз сожгли замок из лозы и сена, но увидели это своими глазами не все — билеты продавались ограниченным тиражом.

Центром праздника, который прошел 13 марта в арт-парке, стало сожжение 24-метрового арт-объекта художника Николая Полисского. До того, как пламя охватило гигантский замок из лозы, сена и старых паллет, по всему парку шли гуляния с блинами и забавами, управляли праздником два «шамана» — художники Пахом и Олег Жуковский вместе с театром La Pushkin. Первый провел перформанс-омовение «Великое Лежание»‎, а второй — «Хоровод на пятнадцать ворот»‎, во время которого гости стали участниками спектакля-променада, проходя через ворота сенного замка и оставляя внутри все плохое, что случилось в ними за зиму. Замок загорелся быстро, дымил и полыхал, а обрушение каждой из его башен зрители встречали аплодисментами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этот же день в Никола-Ленивце представили работу художницы Ольги Лесниковой — «Колотушки» — целую поляну разноцветных 5-метровых арт-объектов, созданных по принципу 3R (reduce, reuse, recycle). В подготовке фигур использовали 270 метров трикотажных полотен, элементы из фанеры и металла, которые ранее служили декором МЕГА Теплый стан, МЕГА Химки и МЕГА Белая дача. Фигуры простоят в Никола-Ленивце до 1 апреля, а после переедут обратно в МЕГИ, чтобы стать центральной частью кампании на тему устойчивого развития Green Month совместно с IKEA.

Почему современные москвичи преодолевают десятки километров и буквально борются за билеты, чтобы стать свидетелями древнего языческого ритуала? И кому нужна Масленица в XXI веке? Отвечают основатели арт-парка и участники фестиваля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Николай Полисский, художник, основатель арт-парка «Никола-Ленивец» и «Архстояния»

Мы сожгли дворец корона-людоеда, который пожрал много народа в этом мире. Это общечеловеческая проблема, потому нужно было символически уничтожить его жилье. Масленица — это веселье, добро, карнавал. Ну куда без такого праздника в это тяжелое время? Человек ведь хочет чего-то ясного, простого и в тоже время впечатляющего. Ты должен видеть своими глазами, как это все пылает. В нашем современном цифровом мире все по-прежнему хотят быть свидетелями чего-то реального и живого. Так еще же и сидели взаперти, нужно было уже и воздухом подышать, а у нас его много.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Иван Полисский, управляющий партнер арт-парка Никола-Ленивец

Мне очень нравятся русские масленичные традиции, связанные с оголением на морозе. Их достаточно много, стоит лишь почитать что-нибудь научно-историческое по этой теме. В современном открытом мире мы могли бы позаимствовать практику тибетских монахов, которые во время многочасовой медитации обнаженным телом топят лед в горном озере. Говорят, что такое практикует легендарный Вим Хоф, которого не берет холод. У нас в Звизжах есть еще свои Вимы Хофы. Еще остались последние представители старой школы. Один из них может спать на снегу или жить в дровнике зимой. Проснется-отряхнется, опохмелится и в бой. И не болеет никакой простудой, коронавирус стороной обходит. В этом году наша команда, которая строит и башню для сожжения, и готовит парк, решила взять его в оборот. Он согласился, каждый день работает, изменил распорядок жизни, изменился его внешний вид, лицо, взгляд. Я горжусь этой историей на Масленицу гораздо больше, чем тем, чем обычно гордится «продюсер». Моего участия, правда, в этом мало, это полностью проект наших ребят, работяг и соавторов. Традиционно вокруг нас хватает людей, оказавшихся под завалом снега, когда самому уже не выкарабкаться. Нужен ньюфаундленд, чтобы унюхал и спас. И хотелось бы, чтобы традицией встречи весны стали такие сюжеты, когда как первым весенним солнцем лучи нашего внимания падали на тех, кто подзамерз. Поди с теплом зазеленеет, может даже цветочки появятся.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Олег Жуковский, художник, создатель и художественный руководитель театра La Pushkin

Искусство владеет временем, а не наоборот. Эпохи, как календарные листки, опадают, а восхищение человека перед таинством вселенной — вот оно. Наша Масленица — художественный акт, который не забудешь никогда. На этот раз мы запустим громадный хоровод — ритуал, обновляющий человека. Смыслы у каждого свои, мы всего лишь создаем полигон, активную зону, где каждый из участников получит свое: классную картинку в инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), встречу милого, растопит обиду, излечится, вернет надежду, потеряет варежку, решится, отпразднует, нахохотав себе с три короба. Я сибиряк, наша зима такая длинная, и все так ждут весну! Бывало, встречал ее при -40С и прыгал в одних портках, провожая холода. Есть такие ритуалы, которые, кажется, будут жить так долго, сколько будет человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ



Фото: РУСТАМ ШАГИМОРДАНОВ