«Художники года» Cosmoscow — о творческом методе, зрительских претензиях и конкуренции с искусственным интеллектом

Маргарита Пушкина по заданию The Symbol отправилась в гости к дуэту «МишМаш»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Художником года» Cosmoscow в 2019-м признали целый дуэт – «МишМаш». Накануне открытия ярмарки, которая пройдет 6–8 сентября в Гостином дворе, ее основательница Маргарита Пушкина взяла интервью у Миши Лейкина и Маши Сумниной.

Как вы восприняли новость о том, что вас назвали художниками года?

Маша Сумнина: Во-первых, нам понравилось, что вы не публиковали списки претендентов, чем
исключили категории «победитель» и «проигравший». Соответственно, никто ни на кого не обиделся. Во-вторых, мне кажется, сейчас наступил некий кризис: бессчетное количество выставок, на которые ходит все меньше людей. А формат ярмарки предполагает, с одной стороны, очень разнообразный контент, с другой – ограничение по времени, поэтому в любом случае привлечет к себе повышенное внимание. Конечно, такой скачок интереса к нашему имени и возможность вести разговор о наших работах – все это для нас важно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начнем с вашего творческого метода: что он собой представляет?

Миша Лейкин: Даже не знаю, стоит ли раскрывать все секреты: вдруг кто-то украдет. (Смеется.) Но скажу, что у Маши он один, у меня – другой. Я ищу божественный абсолют, гармонию и чистоту, к которым можно прийти только в результате очень тяжелой подготовки, долгих раздумий... И в какой-то момент подсознание выкидывает на поверхность идею, в итоге превращающуюся в результат. А Маша предпочитает раскладывать реальность на мозаику, разбивая ее молотком. То есть я камни собираю, а Маша их разбрасывает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как же вы, такие разные, решили работать вместе?

Миша: Впервые попробовали около 20 лет назад и со временем поняли, что если использовать только один «метод» – мой или Машин, – наш стиль станет настолько узнаваемым, что «МишМаш» превратится в торговую марку. А искусство – это нечто другое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласна. Даже перед нашей встречей я не могла представить себе какой-то один ваш образ как художников. И это интересно, учитывая, что мы давно вас знаем.

Маша: Для каждой проблемы, которую мы хотим затронуть в том или ином проекте, мы выбираем свою технику. Ведь любой материал говорит сам по себе: если задумываешься о коллажировании реальности, может подойти скотч, насильно соединяющий элементы, если о повторениях всего и вся – гипс, потому что его используют для копий. Еще всегда интересно взаимодействовать с неуправляемыми силами: ветром, плесенью, критиками, зрителями... Придерживаясь тактики выживания, мы пытаемся вовлечь их в свой творческий процесс: если не можешь победить, возьми в сообщники.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати о критиках. Вас называют наследниками московского романтического концептуализма.
А вам самим такое определение близко?

Миша: Наверное, это было неизбежно. Не в сюрреалисты же нас записывать. (Смеется.)
Маша: Да можно и в них. Но, если честно, для меня на первом месте концепция. Все-таки определения – такая необязательная вещь! Даже не понимаю, что они дают художнику.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А как вы думаете, можно ли научить человека «быть художником»?

Маша: Это дико неправильно. Ты или художник, или нет. Учить можно ремеслу, технологиям и истории искусств. А когда куча «наученных» молодых людей въезжает на джипе в витрину и заявляет, что это творческий акт... Можно, конечно, обучить приемам и наплодить клонов, но зачем? Искусство же не сборник рецептов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Может быть, именно поэтому мы так часто встречаемся с предвзятым отношением ко всему современному искусству со стороны не вовлеченных в процесс людей?

Маша: Периодически звучат зрительские претензии из разряда: «Это для меня слишком сложно» или «Такое может нарисовать любой». И кстати, воспринимать классическое искусство гораздо труднее, чем современное.

РАБОТА ИЗ СЕРИИ «РУИНЫ КАК АНТИБИОТИК», 2008
РАБОТА ИЗ СЕРИИ «РУИНЫ КАК АНТИБИОТИК», 2008
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РАБОТА ИЗ СЕРИИ «SUPER JEW, СЛУХИ О ХИДЕОИЗМЕ», 2018
РАБОТА ИЗ СЕРИИ «SUPER JEW, СЛУХИ О ХИДЕОИЗМЕ», 2018
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ФРАГМЕНТ ИНСТАЛЛЯЦИИ ДЛЯ COSMOSCOW 2019
ФРАГМЕНТ ИНСТАЛЛЯЦИИ ДЛЯ COSMOSCOW 2019
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Да, я всегда вспоминаю Михаила Михайловича Алленова (российский ученый-искусствовед, профессор
МГУ. – Прим. HB)
, который разматывал в работах Рембрандта или Иванова такие смысловые клубки...

Маша: Конечно! Они решали для себя важнейшие вопросы композиции, цвета... А многие оценивают только
с точки зрения «похоже» или «не похоже».
Миша: Или Аристотель. Пусть почитают и попробуют что-нибудь в нем сразу понять.
Маша: При этом современное искусство тоже занимается очень «человечными» вопросами: жизнь, смерть, одиночество.
Миша: Нужно только принять форму. Но часто она непривычно выглядит. Или метод ее презентации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У нас поэтому и нет музеев уровня Центра Помпиду или Тейт Модерн, куда в таких же количествах, как в Париже и Лондоне, водили бы детей. А как работают английские кураторы в Королевской академии художеств! Там тебе не нужны никакие экспликации: без них понимаешь все совершенно четко. Или, например, Ван Гог: казалось бы, чего мы о нем еще не знаем? Но они берут его работы и показывают так, что ты видишь художника абсолютно иначе.

Миша: Во многом это чисто наша проблема – тех, кто живет в бывшем Восточном блоке.

Согласна. Тем не менее вы сделали коллаборацию с Uniqlo, рассчитанную как раз на массового зрителя. Что вас привлекло в таком сотрудничестве?

Маша: Деньги! (Смеется.) Все-таки очень редко бывает, что художнику платят гонорар за участие. Но это, разумеется, шутка, потому что мы с удовольствием носим вещи Uniqlo. Они самые адекватные на свете! Так что ни на какие компромиссы с совестью мы не шли. Было интересно сделать что-то для неподготовленного зрителя в шопинг-молле – это редкая возможность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Специально для The Symbol «МишМаш» прямо на обеденном столе выставили несколько своих работ, включая часть инсталляции, подготовленной для предстоящей Cosmoscow
Специально для The Symbol «МишМаш» прямо на обеденном столе выставили несколько своих работ, включая часть инсталляции, подготовленной для предстоящей Cosmoscow
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бренд выдал вам строгий бриф?

Маша: Они просто хотели что-то интерактивное.
Миша: Идея работы появилась уже после первого знакомства.
Маша: Кстати, нас сразу потрясло, насколько внимательно они прислушиваются к мнению покупателей. Например, им написал человек и предложил на непродуваемые штаны добавить молнию. И в следующем сезоне они ее вшили! Это вдохновило еще больше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы встречаемся у вас дома, здесь много ваших арт-объектов. А других художников собираете?

Миша: В этом году мне исполнилось 50 лет, и я попросил друзей-художников дарить мне свои работы, что очень серьезно пополнило нашу коллекцию.
Маша: Раньше то, что у нас было, хранилось в ящиках, а после Мишиного дня рождения мы наконец повесили все в спальне. Теперь каждое утро просыпаемся и разглядываем экспозицию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А что вы думаете о произведениях искусства, которые сейчас создает искусственный интеллект? Есть ощущение конкуренции?

Маша: Нет, потому что мы работаем в первую очередь для себя. И, покупая работу, созданную человеком, ты приобретаешь в том числе и его личную историю, связанную с тобой.

Миша: Как раз в Эрмитаже летом устраивали такую выставку («Искусственный интеллект и диалог культур». – Прим. НВ), и, насколько я знаю, многие работы были куплены.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Маша: Сейчас это такой прикол, а потом будет неинтересно, потому что слишком легко.
Миша: Думаю, однажды у всех нас появится второй интеллект, он будет нашим естественным продолжением.

Тогда главное – научить его критическому мышлению.

Фото: НИКОЛАЙ ЗВЕРКОВ
Макияж: ЕВГЕНИЯ КРУТОВА
Прически: ГАЯНЕ АРУТЮНОВА (БРИТАНСКАЯ СЕТЬ САЛОНОВ SACO)