Как покупать молодое искусство: инструкция Маши Янковской для начинающих коллекционеров

Об азах и подводных камнях
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Коллекционировать искусство стало модно. Начинающие покупатели и желающие ими стать, как правило, не могут сразу начать с чего-то серьезного. И это абсолютно нормально. Даже если человек, который никогда не покупал искусство, может легко купить наручные часы за миллион, или глазом не моргнув оставить эту сумму в бутике, у него не всегда укладывается в голове тот факт, что картина, которая просто висит на стене и не несет никакой утилитарной функции, может стоить столько же. Не говоря уже о картинах стоимостью с новый автомобиль класса премиум.

Но люди тянутся к прекрасному, и здесь должен найтись кто-то, кто поможет им вырасти в зрелых любителей искусства. На этой почве возникают такие интересные явления, как «Шар и Крест». Галереи с более высоким прайсом тоже не брезгуют брать на себя миссию по воспитанию новых потребителей красоты, ибо эпоха снобизма в этом деле осталась в том далеком прошлом, где доллар был по 30.

Эпоха снобизма в этом деле осталась в том далеком прошлом, где доллар был по 30.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Известно, что чем моложе художник и ниже цена, тем опаснее его покупать с коллекционной точки зрения. В то же время есть шанс найти задешево настоящий бриллиант! Сразу хочу подчеркнуть, что в сегменте «очень молодых художников» с картинами по 50-100 тысяч рублей говорить об инвестиционной привлекательности крайне трудно. Я не исключаю вопрос перепродажи, но о ней можно начинать думать только через 10-20 лет после приобретения картины.

Коллекционирование искусства — это очень долгий путь и «долгие» деньги, поэтому заниматься им имеет смысл только для личного удовольствия. Если в дальнейшем ваша коллекция хорошо прибавит в цене, это большая удача. Но если сделать деньги главной целью — вас на этом пути может ждать разочарование.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Где покупать искусство?

Считается, что галереи делают какой-то предварительный отсев талантов. На самом деле, в галереях тоже полно мусора. Я думаю, если у вас есть вкус и насмотренность, можно совершенно спокойно покупать у художников напрямую. Учитывая, что теперь у всех есть Инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), это стало гораздо проще. Галереи уже не могут перегородить дорожку, вытоптанную коллекционерами в мастерские художников.

Визит в мастерскую — это всегда интересный опыт. Такая покупка запомнится в первую очередь уникальными впечатлениями от знакомства с художником. Тут, разумеется, с выбором вам никто не поможет. Но интуиция — советчик лучше, чем арт-дилер, потому что она преследует именно ваши интересы. Самый важный критерий выбора, о котором почему-то обычно молчат, это чтобы картина просто нравилась. Лучшие коллекции искусства формируются именно так. Получая эстетическое удовольствие от каждого отдельного произведения, вы умножаете удовольствие от своей коллекции и хобби в целом. А разве это не главная цель?

Но интуиция — советчик лучше, чем арт-дилер, потому что она преследует именно ваши интересы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из чего складывается цена?

Цена на художника формируется следующими критериями: спросом, количеством регалий и выставок, продолжительностью карьеры, медийностью. Спрос. Если спроса нет, то ценник может быть фейковым и может в дальнейшем упасть. Когда художник продается, это чаще видно, чем нет. Как минимум, он вам скажет, какие работы в наличии, а какие проданы, и вы сможете сопоставить. На сайте OilyOil, к примеру, видны проданные работы каждого художника.

Очень важна «перспективность» художника. Кем этот человек будет через 10 лет? Бросит художественную деятельность или станет развиваться? Выйдет замуж или устроится на работу? Покупая работу начинающего художника, важно понять, насколько все серьезно у него с искусством.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Важно также определить, что художник в своей карьере все правильно делает. Где были выставки? С кем коллаборации? Как он ведет Инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)? Всегда есть риск, что у художника вдруг поедет крыша и он что-то испортит. Поэтому лучше ставить на «адекватных». Пример. Мой муж купил недавно графику у небезызвестного стрит-арт художника за 50 тысяч рублей. А через неделю мы увидели, как он у себя в Инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) стал выставлять работы по 5-10 тысяч. Мы не расстроились из-за этой суммы, а больше жаль художника. Совершенно непонятно, что его подтолкнуло на такие действия по обесцениванию собственного творчества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще один очень важный критерий — это стиль. Узнаваемый стиль говорит о художественной зрелости. Тут можно подумать, что я «топлю за себя». В какой-то мере да, но это ведь чистая правда!

У меня часто спрашивают: а как формируется цена на каждую отдельную картину? Я сейчас буду говорить странные вещи, но тут уже я пишу, как художник, а не как эксперт, так что увольте. Зная свою вилку (она не широка), я просто смотрю на получившуюся картину и сразу определяю, сколько в ней энергии. Есть такие картины, которые просто «сшибают с ног» или поглощают зрителя — они у меня обычно дороже. Помните Хармса? «Стихи надо писать так, что если бросить стихотворением в окно, то стекло разобьется», — так можно сказать про любое искусство. Потому что главное в искусстве — это энергия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Простое упражнение: откройте любую онлайн-галерею и попробуйте своим внутренним взором просканировать предлагаемые предметы искусства на количество энергии в них. Я уверена, что на это способен каждый. А потом делайте свои выводы по поводу моей необычной теории.

Про рынок

На развитом арт-рынке цены на молодых художников начинаются минимум с 5-10 тысяч долларов. Такие цены, как в России, это, наверное, что-то уникальное. Это не значит, что русское искусство — мусор и не нужно на него смотреть. Это значит, что у нас есть шанс вырасти и развить рынок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я не знаю, как обстоят дела в других странах, где арт-рынок так же неразвит, как в России. Уникальность дешевизны, на мой взгляд, заключается в том, что интерес к русским художникам в мире только усиливается. Могу выдвинуть гипотезу, что цены на начинающих российских художников обусловлены уровнем жизни в России и уровнем жизни самих художников.

Расскажу случай из моего прошлого. В 2016 году я только начинала свою художественную деятельность и готовилась к первой своей выставке на территории Евросоюза, в Эстонии. В тот период я продавала картины по 50-100 тысяч рублей, и для моего сознания это были комфортные цифры, учитывая, что на последней работе, с которой я уволилась перед выставкой, я получала около 80-90 тысяч рублей в месяц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда мы с галеристом все развесили, он стал ходить по залам и писать на бумажку цены, сразу декламируя их мне. Звучало это примерно так: «Это я продам за 3 000, это я продам за 4 000, это я продам за 5 000...». И тут на словах про пять тысяч евро меня начало крыть. В голове не укладывалось, что моя картина может столько стоить. Вернее, я, конечно, об этом мечтала, но не была готова к тому, что это произойдет так быстро. На вернисаже продалось больше половины всех работ, и я поехала обратно в Москву, чтобы работать над своей «финансовой емкостью». Вот почему я сказала про уровень жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я имела опыт общения с художниками, которые продают в 10 раз дороже, чем я сейчас, и это люди другого поколения. Я почему-то была уверена, что с таким прайсом все иначе: есть арт-сообщество, и рынок упорядочен и более развит. Но к моему удивлению, они жаловались на те же самые проблемы. Нет арт сообщества, нет поддержки от государства. Гелереи, музеи и дилеры взаимодействуют на рынке как «лебедь, рак и щука», все раздробленно, плохая коммуникация. Меня это успокоило, и я поняла, что никто специально мне не пытается насолить. А просто на рынке такая ситуация, что комфорт нам только снился. И ничего не остается, кроме как воспринимать это как точку роста, а начинающим коллекционерам этим пользоваться.

Фото: АННА АРИСТОВА, СВЕТЛАНА ВИДЕР