Как покупать современное искусство: советы начинающим коллекционерам от Алины Пинской

Основательница Alina Pinsky Gallery делится личным опытом
Алина Пинская
Алина Пинская
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О пути к галерейному бизнесу

В 2005 году на Салоне изящных искусств в Манеже я увидела азарт иностранных галеристов (продавали там в основном разных Пикассо и Дали — тучные 2000-е стояли на дворе) и решила, что хочу, как они. Поступила учиться на искусствоведа в МГАХИ им. Сурикова, затем поехала в Париж. Стажировалась в Christie’s, на ярмарке Fiac, работала в арт-консалтинговых фирмах. Когда появилась возможность открыть собственную галерею, сделала это.

Неважно, как ты приходишь в коллекционирование, важно, что оно тебя уже никогда не отпустит

О личной коллекции

Первой работой, купленной для себя, была подписная шелкография Кристиана Шада, представителя Новой Вещественности (художественное течение в немецком искусстве 1920-х). Этот автопортрет 1927 года фигурировал в моей дипломной работе, поэтому я вцепилась в него. Оригинал, кстати, находится в Tate Modern.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О прогнозировании трендов

Когда на рынке происходит бум чего-то, потом все этим чем-то наедаются и хотят нового. Например, в начале 1990-х, когда на Западе было модным концептуальное искусство, послевоенную абстрактную живопись музеи почти не выставляли. Она считалась старомодной. Теперь серьезные галеристы берутся за наследие «новых» старых авторов и успешно работают с ними. Другое дело, что сегодня кардинальных перемен, как раньше, не будет. Мы живем в эпоху диверсификации.

Сейчас все говорят про NFT, но это скорее технический тренд, нежели арт. Посмотрим, что будет дальше. Что касается более классических направлений и медиа, то сейчас опять время живописи: и современной, и абстрактной, и фигуративной. Гендерная тема пока еще актуальна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Об искусстве и пандемии

Alina Pinsky Gallery работает в очень незначительном по мировым меркам сегменте, и на нас ситуация в мире почти не повлияла. Думаю, во время пандемии пострадали галереи-гиганты, хотя некоторые крупные галеристы, неожиданно сэкономив миллионы евро на участии в ярмарках, очень неплохо закрывали ситуацию локальными продажами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Об отличии российского рынка от западного

В России нет привычки покупать искусство и здоровой экосистемы «художник-галерея-коллекционер». Всему виной наша история: 70 экспериментальных лет не могли пройти бесследно. Люди все еще на стадии безудержного потребления люксовых товаров. Массово интегрировать искусство (часто спорное) в интерьер стало хорошим тоном среди архитекторов и дизайнеров недавно. Клиенты обратили взоры на картины вместо ониксовых панелей.

В России нет здоровой экосистемы «художник-галерея-коллекционер»

5 советов начинающим коллекционерам

– Покупать надо то, что отзывается эмоционально.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

– Необходимо понимать настрой галереи относительно художника, насколько серьезно она им занимается. От этого зависит рост цены на его работы.

– Тренируйте насмотренность, читайте книги про искусство.

– Получайте удовольствие от процесса.

– Не бойтесь ошибаться.

О том, чего делать нельзя

Многие из тех, кто причисляет себя к коллекционерам, занимаются некрасивыми вещами. Стремятся в обход галерей купить работы за копейки напрямую у художников или их наследников. Происходит нарушение пищевой цепочки. А потом мы спрашиваем: «Почему нет наших галерей на западных ярмарках?» Всему, мол, виной русофобия и наша нынешняя токсичность. Это не совсем так. Именно галереи должны организовывать продажи, заниматься продвижением художника. Тогда цены органично растут, появляется запас мощности на показы авторов за рубежом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что почитать

  • Хрестоматии для начинающих — «История искусства» Эрнста Гомбриха и «Искусство с 1900 года» Розалинд Краусс.
  • Еще один must — The Auctioneer Симона де Пюри.
  • Интересны также свидетельства коллекционеров от первого лица, например воспоминания Акселя Вервордта.
  • Публицистика в духе «как устроен арт-мир». «Как продать за $12 миллионов чучело акулы» Дональда Томпсона залихватски написана.
  • Если, став продвинутым, вы хотите разобраться в советском неофициальном искусстве, то читайте журнал «А-Я» и переписку его издателя Игоря Шелковского с художниками. Бесценная информация.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие галереи и музеи посетить

Мне нравятся бельгиец Xavier Hufkens и американка Jeanne Greenberg. Среди мэтров — Ропак и Пола Купер. Мэри Бун, конечно, восхищает своей прытью, но она уже в возрасте и у нее проблемы с законом.

Что касается музеев, то это Центр Помпиду, Гамбургский вокзал в Берлине и Новая Третьяковка.