РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Метавселенная и маски в Instagram: как выглядит современное искусство на грани с наукой

Художники «Мастерской 15» объясняют, как зарождалось искусство высоких технологий и какое его ждет будущее
Тэги:
Andrey Rogatko
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Москве стартовал фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас: Современное искусство на улицах города». В его рамках современные художники представят скульптурные объекты, муралы, а также AR-инсталляции. О медиаискусстве, его истоках и будущем мы попросили рассказать участников объединения «Мастерская 15» Ярослава Кравцова и Наталью Алфутову. Их работу «Облачный узел» можно увидеть в Музее космонавтики ВДНХ. Просто наведите камеру Instagram — и отправляйтесь исследовать параллельную реальность. 

Дополненная реальность (augmented reality) — возможность видеть реальный физический мир вокруг нас вместе с элементами и объектами, созданными компьютерными программами — прошла долгий путь, от смелых идеи из научно-фантастических рассказов до реализованной прикладной технологии. От громоздких приборов до изящных гаджетов. Звук, видео, трехмерные объекты, информационные сообщения — все, что мы можем увидеть на экране компьютера, теперь может совмещаться и создавать иллюзию взаимодействия с реальным окружающем миром. Стоит только заглянуть в него через смартфон. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Формально одно из первых устройств, которое представляло из себя мониторы, прикрепляемые к голове, и служило «окном в виртуальный мир», собрал американский ученый Айвен Сазерленд (Ivan Sutherland) в 1968 году. В то время такое технологическое решение не имело никакого практического применения, кроме как вдохновить энтузиастов и дальше экспериментировать, расширяя «окно» и моделируя мир, в который оно могло заглянуть. Шагая через десятилетия, не бе

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

з участия стратегических разработок к 90-м годам 20го века термин уже устоялся. Том Коделл (Tom Caudell) — один из разработчиков компании Boeing — взял его на вооружение для своих проектов. А еще через 25 лет мы начали примерять на себя виртуальные ушки и носы, благодаря «линзам» от приложения Snapchat. Позже их внедрил и Instagram, превратив дополненную реальность в массовую технологию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Слово metaverse будет заголовком будущего десятилетия

Наталья Алфутова и Ярослав Кравцов
Наталья Алфутова и Ярослав Кравцов, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Знаковым для развития искусства в дополненной реальности стала цифровая галерея — Acute Art — и их первый проект с Брайаном Доннелли, более известным под псевдонимом KAWS. Он перенес одну из своих виниловых игрушек, клоуна, в новый медиум и предложил желающим купить одну из 25 цифровых копий за $10 000. В России одним из первых состоявшихся медиахудожников, который обратил внимание на потенциал дополненной реальности, стал Аристарх Чернышев. Также технология AR позволила появится новому поколению ярких молодых творцов, активно экспериментирующих в этом направлении. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В наш технологичный век художники стали коллаборироваться с учеными и делать проекты, посвященные нейронным сетям, клонированию, сохранению информации в ДНК, нейроинтерфейсам и т.д. Одна из концепций, активно развиваемая лидерами технологического мира сейчас — метавселенная. Метавселенная (термин, придуманный писателем Нилом Стивенсоном в романе «Snow Crash») — это глубокое пересечение между физическим миром и миром виртуальным. Причем настолько глубокое, что в этом взаимопроникновении какие-то события из одного мира могут напрямую повлиять на другой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Аристарх Чернышев. Жук-электропряд
Аристарх Чернышев. Жук-электропряд, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
Мастерская 15. Облачный узел
Мастерская 15. Облачный узел

Об этом эффекте много говорили в компании Roblox, одной из крупнейших публичных компаний стоимостью $46.50 млрд., которая с помощью пользователей строит метавселенную как для игровых, так и для образовательных целей. Правда, с пока неизвестным сроком запуска. Хорошо пошумело ушедшим летом и новое выступление Марка Цукерберга, который объявил, что превратить Facebook в метавселенную — новая задача компании. Такое пристальное внимание к эффекту metaverse и стремление смешать две реальности, конечно же, обратило на себя внимание многих художников, работающих с дополненной реальностью.Наши работы (Мастерская 15) сфокусированы на исследовании метавселенной. В 2017 году в инсталляции Rabbit Heart мы делали цифровых двойников — превращали зрителей в виртуальных кроликов и разрешали им самостоятельно жить социальной жизнью своих прародителей. А на открытии прошлой Венецианской Биеннале с помощью дополненной реальности в перформансе Faced2Faced выращивали на ладонях живых людей виртуальные разумные головы, превращая желающих в монструозных существ с двумя головами и двумя сознаниями, которые могли поговорить между собой. Для нас это все проявления метавселенной, в которой мы все сейчас живем, даже если еще не подозреваем об этом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Перформанс Faced2Faced в рамках 58-й Венецианской биеннале. Участники: Наталья Алфутова, Дмитрий Волков, Ярослав Кравцов
Перформанс Faced2Faced в рамках 58-й Венецианской биеннале. Участники: Наталья Алфутова, Дмитрий Волков, Ярослав Кравцов, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

В рамках проекта «Здесь и Сейчас» мы создали объекты, которые превращают территорию Музея Космонавтики в поднебесье. Виртуальные деревья-облака разрастаются вокруг реального монумента «Покорителям космоса», но увидеть их можно только через камеру Instagram. Их существование превращает территорию музея в пересадочный узел, где от ракет отделяются ступени и формируются облака. 

Мы уверены, что слово metaverse будет заголовком будущего десятилетия. И именно AR очень наглядно демонстрирует это пересечение, взаимопроникновение и наложение материальной и цифровой сторон нашего мира.

Такой инструмент, как дополненная реальность, идеально подходит для переосмысления крутых поворотов в трансформации нашей реальности.

Загрузка статьи...