«Покой и Радость»: в Манеже открылась самая медитативная выставка сезона

Еще одна причина посетить Санкт-Петербург
Ирина Колпачникова / ЦВЗ Манеж
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге открылся масштабный выставочный проект под говорящим названием «Покой и Радость». Рассказываем, почему это именно та экспозиция, которой нам так не хватало в эти тревожные времена.

«Новодевичий монастырь». А.К. Саврасов. 1890 г. Холст, масло.
«Новодевичий монастырь». А.К. Саврасов. 1890 г. Холст, масло
ГБУК СК «Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко»
«Мечты». К.А. Савицкий. Вторая половина XIX в. Холст, масло.
«Мечты». К.А. Савицкий. Вторая половина XIX в. Холст, масло
Нижегородский художественный музей
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Покой и радость — два емких слова, которыми можно описать посещение выставки. Это и было задумкой Семена Михайловского, куратора проекта и ректора Санкт-Петербургской академии художеств, который в поисках умиротворения на фоне бушующей пандемии перелистывал музейные каталоги: «На экспозиции в Манеже нет баталий, душераздирающих драм, пылких страстей, обостренных эмоций, пугающего мистицизма. Выставка — это идиллическое повествование об искусстве, которое не вступило в эпоху тотальной трансформации. Конечно, история была полна трагедий, но мы намеренно делаем акценты на мир благожелательный и умиротворенный, где bel paese Италия — место вдохновения, а в кругу семьи — тихие домашние радости, где русские мотивы навевают пасторальные настроения, а природа полна очарования. Гармония проявляется в созвучии колорита и чистоте пропорций, в безмятежности и красоте».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пространство объединило более 100 русских художников художников XIX — начала ХХ века: в том числе Карла Брюллова, Ивана Шишкина, Василия Поленова, Ивана Айвазовского, Архипа Куинджи, Михаила Нестерова. К сотрудничеству привлекли 39 ведущих музеев России и зарубежья, больше всего экспонатов из Русского музея и Третьяковской галереи.

«Пейзаж с березами». Н.Н. Дубовской. 1898 г. Картон, темпера.
«Пейзаж с березами». Н.Н. Дубовской. 1898 г. Картон, темпера
ГБУК СК «Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Девочка с книгой». Неизвестный русский художник первой половины ХIХ века. 1830-1840-е гг. Холст, масло.
«Девочка с книгой». Неизвестный русский художник первой половины ХIХ века. 1830-1840-е гг. Холст, масло
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За архитектурный дизайн отвечала Агния Стерлигова (Planet 9), которая украсила входное пространство картонными облаками в серо-лиловом оттенке и подвесными качелями. Выставка состоит из шести тематических разделов: «Увертюра», Bel paese, La nature, Russe, La vie privée, «Эпилог». Медитативный маршрут начинается с пасторальных пейзажей, затем — Италия, куда на пенсионерство отправлялись выпускники Академии художеств, за ними следует «русский» зал, портреты. Специально для выставки композитор и пианист Антона Батагов создал саундтрек — часовое соло на фортепиано, которое сопровождает всю экспозицию. Альбом с этими музыкальными произведениями впоследствии будет издан.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В рамках выставочного проекта команда Манежа также представит просветительскую программу (мероприятия пройдут в онлайн-формате), которая познакомит зрителя с историей и философией XIX века. Выставка продлится до 30 января 2022 года.

«Деревенские друзья». Н.П. Богданов-Бельский. 1913 г. Холст, масло.
«Деревенские друзья». Н.П. Богданов-Бельский. 1913 г. Холст, масло
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Женский портрет (Луиза Горациевна Гинцбург)». И.Н. Крамской. 1881 г. Холст, масло
«Женский портрет (Луиза Горациевна Гинцбург)». И.Н. Крамской. 1881 г. Холст, масло
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ «МАНЕЖ»
manege.spb.ru