РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Роберто Матта и четвертое измерение»: гид по выставке главного независимого художника XX века

Куратор Оксана Саламатина объясняет, почему без десятиметровых полотен и биоморфных конструкций Матты не было бы современного искусства
Побег внутрь, 1943


10 апреля в Белом зале Главного штаба Государственного Эрмитажа открылась выставка Роберто Матты — одного из последних представителей сюрреализма, практически неизвестного российской публике. Роберто всегда просил не акцентировать внимание ни на его чилийском происхождении, ни на художественном направлении своих работ: мастер считал себя гражданином мира и был образцом свободы в творчестве. Экспозицию из более чем 90 работ куратор Оксана Саламатина собирала 9 лет по частным коллекциям. Harper’s Bazaar побывал на открытии выставки и попросил Оксану рассказать, как независимый художник работал на стыке искусства и науки и отражал в своих произведениях мировые катастрофы и величайшие достижения человечества, на которые был так богат его век.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Роберто Антонио Себастьян Матта Эчауррен родился в 1911 году в Сантьяго, где по настоянию родителей, считавших живопись занятием несерьезным, окончил архитектурный факультет Католического университета. Однако именно это и привело его в парижскую мастерскую Ле Корбюзье. Ключевым моментом в художественной карьере Матты Оксана считает случай 1938 года: «Друг Матты Гордон Онслоу Форд пригласил его во Францию в свой загородный дом и сказал: "Вот кисточки, масло, холст, почему бы тебе не написать картину?» До этого Матта занимался только рисунком и в итоге поступил следующим образом: окунул палец в краску и начал смешивать цвета, ответив удивленному Гордону, что не хочет испортить его холст. Собственно, так и началась живопись Матты, и поэтому его первые работы 30-х кажутся акварельными: под легкими мазками можно  разглядеть просвечивающийся холст».

Три фигуры, 1958
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда же он вошел в круг художников-сюрреалистов и познакомился с учением Петра Успенского — теоретика «четвертого измерения». Название выставки отсылает именно к этой главе в биографии мастера. Русский философ верил в особое предназначение художника «видеть то, что другим недоступно», дополнять нашу реальность чувством пространства, движения и времени, преодолевать ограниченность человеческого зрения. У Успенского Матта перенял манеру пояснять метафоры геометрией — это оказалось ему особенно близко в силу архитектурного образования: «Работа, с которой начинается выставка, "Морфология смерти", как раз отражает знакомство Матты с учением "четвертого измерения", показывая переходное состояние между "здесь" и неизвестным и пугающим "там". Матта, напомню, учился в церковной школе и интересовался самой идеей души, развивая ее и в следующих работах».

Без названия, 1939
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Этюд для картины "Распни Его", 1945

В начале Второй Мировой Матта эмигрировал в Соединенные Штаты и тогда же начал работать в технике масляной живописи. 1940 год — его первая заокеанская выставка. Со временем в его творчестве происходит разительная перемена: Матта тяготеет к монументализму. Гигантские пятиметровые полотна — «ландшафты сознания» — оказали огромное влияние на молодое поколение американских художников: Джексона Поллока, Аршила Горки и Роберта Мазервелла. 

Процесс Розенбергов, 1952
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Среди военных и послевоенных работ Матты куратор особенно выделяет три: «Осужденная невозможность», «Процесс Розенбергов» и «Казнь Розенбергов» — как пример его глубокого символического видения: «Читать» Матту можно по-разному, в том числе и политически. Шипы, гусеницы, зубы — не зная, что происходит на картине, вы все равно понимаете, о чем она. «Процесс» и «Казнь Розенбергов» — реакция на страшную историю обвиненной в шпионаже супружеской пары. Весь мир умолял о помиловании приговоренных к смертной казни Розенбергов, но президент США Дуайт Эйзенхауэр остался непреклонен, и в 1953 году Юлиус и Этель закончили свою жизнь на электрическом стуле. Если в «Процессе» мы видим сочетание холодного серого и теплого зеленого, символизирующего надежду, то в «Казни» обращают на себя внимание одинокие тлеющие угольки».

Фиговый лист, 1945
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Идололев, люблю тебя – Блокировщик, 1945

Матта много экспериментирует с материалами, текстурами, пишет флуоресцентными красками и одним из первых вводит в свои работы принципы биоморфизма, изображая природные организмы как элементы технических устройств: «В поздних работах Матты не найти ничего четкого: он играет с морфологией человеческого тела, уходит в древнюю мифологию и позволяет себе порой выдуманные, ничего не значащие названия». Как же разобраться в огромном, не до конца изученном наследии художника? Оксана советует не понимать, а чувствовать: «Матта всегда нацелен на ощущения и полностью лишен той визуальности, которая была присуща сюрреалистам и позволяла вычленить в их работах привычные, понятные изображения».

Осужденная Невозможность, 1947
Композиция, 1944

Выставка «Роберто Матта и четвертое измерение» открыта до 30 июня 2019 года.

Загрузка статьи...