10 важных женщин в истории кино

Киноликбез в честь открытия фестиваля «Новая женственность»
Лени Рифеншталь, 1934; Лариса Шепитько во время съемок «Ты и я "(1971)
Лени Рифеншталь, 1934; Лариса Шепитько во время съемок «Ты и я "(1971)
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С 20 по 27 июля 2021 года в кинотеатре «Художественный» при поддержке онлайн-кинотеатра KION проходит фестиваль «Новая женственность». В программе — российские премьеры наиболее ярких фильмов, созданных режиссерами-женщинами и представленных на главных мировых фестивалях 2020–2021 годов. В первый день фестиваля мы вспоминаем важнейших женщин киноиндустрии XX века.

Мэри Пикфорд (1892 — 1979)

LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Актриса и легенда немого кино. Когда ей было 27, бывшая голливудская старлетка учредила кинокомпанию United Artists вместе с Чарли Чаплиным и Дугласом Фэрбенксом. Снялась примерно в 250 картинах и получила одну премию «Оскар» за главную роль в первом в своей актерской истории звуковом фильме «Кокетка» (1930).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильмы: драма «Кокетка» (1929), комедия «Укрощение строптивой» (1929)

Лени Рифеншталь (1902 — 2003)

Лени Рифеншталь во время съемок фильма «Олимпия», 1936
Лени Рифеншталь во время съемок фильма «Олимпия», 1936
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бывшая балерина, которая прославилась как личный документалист Адольфа Гитлера. Сняла по заказу фюрера «Триумф воли» о съезде НСДАП и документальную картину «Олимпия» об Олимпийских играх, проходивших летом 1936 года в Берлине. Обе картины являются шедеврами мирового киноискусства с точки зрения техники, но одновременно — пропагандой нацизма. После войны Рифеншталь снимала африканские племена для обложек The Sunday Time и Paris Match.

Фильмы: «Триумф воли» (1935), «Олимпия» (1938)

Аньес Варда (1928 — 2019)

GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Общепризнанная «бабушка французской новой волны», важнейший хроникер эпохи, она снимала фильмы про себя, Жан-Люка Годара, бунты «Черных пантер» и поднимала в своих лентах острые социальные вопросы и важные для феминисткой повестки своего времени темы. Получила «Оскар» за вклад в киноискусство.

Фильмы: «Клео от 5 до 7» (1962), «Счастье» (1965), «Лица, деревни» (2017), «Варда глазами Аньес» (2019)

Алис Ги-Блаше (1873 — 1968)

Кадр из фильма «Будь собКадр из фильма "Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше" (2018)ой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше» (2018)
Кадр из фильма «Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше» (2018)
kinopoisk.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1907 году бывшая стенографистка кинокомпании Gaumont переехала в США и основала крупную кинокомпанию Solax с девизом Be Natural. Алис — первая в истории женщина-режиссер в истории мирового кино, чье имя было практически забыто. В своих лентах затрагивала самые острые темы от иммиграции до борьбы за права меньшинств. Увы, ее фильмы были утрачены, часть во время войны, часть — из-за хрупкости пленок.

Фильмы: «Будь собой: Неизвестная история Алис Ги-Блаше» (2018) — документальная лента, рассказывающая утраченную историю великой женщины

Ольга Преображенская (1881 — 1971)

Кадр из фильма ОлКадр из фильма Ольги Преображенской и Ивана Правова «Бабы рязанские» (1927).ьги Преображенской и Ивана Правова «Бабы рязанские» (1927).
Кадр из фильма Ольги Преображенской и Ивана Правова «Бабы рязанские» (1927)
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Актриса театра и кино, режиссер, сценаристка, педагог. Она начала снимать фильмы еще до революции, сделав первую экранизацию «Барышни-крестьянки» (1916). Окончание её фамилии на афишах меняли на мужское, чтобы избежать предубеждения зрителей.

Фильмы: «Бабы рязанские» (1927)

Татьяна Лиознова (1924 — 2011)

Во время съемок сериала «Семнадцать мгновений весны» (1973)
Во время съемок сериала «Семнадцать мгновений весны» (1973)
kinopoisk.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советский кинорежиссер и сценарист. В 19 лет бросила авиационный институт, поступила во ВГИК, но в период «малокартинья» несколько лет после выпуска работала портнихой. Именно ее генсек Юрий Андропов выбрал режиссером для съемок сериала «Семнадцать мгновений весны».

Фильмы: «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Карнавал» (1981)

Лариса Шепитько (1938 — 1979)

Во время съемок фильма «Крылья» (1966)
Во время съемок фильма «Крылья» (1966)
kinopoisk.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выпускница ВГИКа была приглашена в жюри Берлинского кинофестиваля, водила дружбу с Бернардо Бертолуччи и Фрэнсисом Фордом Копполой, а также гостила у Лайзы Минелли, оставшись в недоумении от нравов Голливуда. В рамках фестиваля «Новая женственность» показывают ее второй полнометражный фильм «Крылья» — психологическую драму о бывшей военной летчице, которая пытается найти себя в мирной жизни.

Фильмы: «Крылья» (1966), «Ты и я» (1971), «Восхождение» (1976)

Алла Сурикова (1940)

Во время съемок фильма «БудВо время съемок фильма "Будьте Моим Мужем" (1981)ьте Моим Мужем» (1981)
Во время съемок фильма «Будьте Моим Мужем» (1981)
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссер, сценарист и педагог написала письмо в Центральный комитет КПСС с предложением создать киножурнал «Ералаш». Стала главной по комедиям, сняв нуар «Ищите женщину» и вестерн «Человек с бульвара Капуцинов».

Фильмы: «Ищите женщину» (1982), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987)

Кира Муратова (1934 — 2018)

Владимир Высоцкий и Кира Муратова в фильме «Короткие встречи» (1967)
Владимир Высоцкий и Кира Муратова в фильме «Короткие встречи» (1967)
kinopoisk.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лауреатка Венецианского кинофестиваля была вынуждена работать библиотекарем на Одесской киностудии после того, как в СССР запретили четыре ее фильма. За свою жизнь сняла 20 фильмов, роли в которых исполнили Владимир Высоцкий, Олег Табаков, Алла Демидова, Рената Литвинова и другие легенды.

Фильмы: «Короткие встречи» (1967), «Долгие проводы» (1971), «Астенический синдром» (1989)

Кэтрин Бигелоу (1951)

Кэтрин Бигелоу, 1991
Кэтрин Бигелоу, 1991
LEGION-MEDIA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая женщина, получившая в 2010 году премии «Оскар» и BAFTA за режиссуру триллера «Повелитель бури». Кэтрин на обеих премиях обошла тогда своего бывшего мужа и автора двух самых кассовых фильмов всех времен Джеймса Кэмерона, номинированного за «Аватар».

Фильмы: «На гребне волны» (1991), «Повелитель бури» (2008)