Художник по костюмам Татьяна Долматовская — о фильме «Петровы в гриппе», работе с Кириллом Серебренниковым и глянце

Премьера нового фильма в Каннах уже сегодня
КАДР ИЗ ФИЛЬМА "Петровы в гриппе" (2021)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня в Каннах — премьера фильма Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» по роману Алексея Сальникова. Над созданием на экране неприглядной уральской действительности, пропущенной через призму гриппозной лихорадки, вместе с режиссером работала Татьяна Долматовская. Художник по костюмам, в чьем послужном списке значатся «Лето» и «Ученик», а также сериальные хиты вроде «Психа» и «Содержанок», рассказала нам, часто ли актеры забирают реквизит домой и на ком в «Петровых» можно увидеть ботинки режиссера.

В модной съемке люди нужны, чтобы показать одежду, а в кино и театре одежда нужна, чтобы раскрыть характеры людей.

Татьяна Долматовская
Татьяна Долматовская


О карьерном пути

В профессию я пришла довольно кривой дорожкой, хотя с детства мечтала стать художником по костюмам. Так получилось, что сначала я окончила Литературный институт, проработала 7 лет в глянце и только потом — c легкой руки Вики Исаковой — сделала свой первый спектакль в театре «Практика» и сериал «Школа» по протекции Коли Хомерики. Затем поехала учиться в University of Arts London непосредственно на художника по костюмам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О работе в глянце

Модные съемки с большими фотографами и стилистами помогают понять возможности, которые дает одежда в кадре. Другое дело, что в модной съемке люди нужны, чтобы показать одежду, а в кино и театре одежда нужна, чтобы раскрыть характеры людей.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА Кирилла Серебренникова "Ученик" (2016)
КАДР ИЗ ФИЛЬМА Кирилла Серебренникова "Лето" (2018)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О кино и театре

Мне одинаково интересно работать и там, и там. Театр позволяет больше условности, свободы, полунамеков, выразительных деталей — камера же требует достоверности, хотя в современном театре все чаще используется видео, и спектакли начинают жить по законам кино. В апреле этого года мы выпускали с Кириллом Серебренниковым оперу «Парсифаль». Из-за ковидных ограничений премьера была без зрителей и вышла в записи — получился полноценный фильм. Мне пришлось «перенастроить» гримеров на киношный лад, так как театральный грим, особенно оперный, очень утрированный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О том, что делает художник по костюмам

Сначала мы с моей командой собираем большую костюмерную с вещами, которые могут принадлежать нашим героям, не разделяя вещи по персонажам. Затем мы проводим примерки, и вещи обзаводятся хозяевами. Костюмы должны подходить не только каждому персонажу по отдельности, но и сочетаться с костюмами других героев в каждой сцене. Я планирую это во время примерок, но иногда на съемочной площадке мне хочется что-то изменить, улучшить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В моей костюмерной команде работает несколько человек. От двух, если проект камерный, до пяти, если проект более масштабный. Когда снимаются большие массовые сцены, мы привлекаем дополнительных костюмеров в помощь. Я стараюсь распределять обязанности таким образом, чтобы каждому члену команды было интересно, и он мог реализовать свои таланты. При этом я настаиваю на том, чтобы все знали не только свой участок работы, но и были в курсе происходящего в департаменте. Я очень ценю свою команду и благодарна ей за то, что вместе мы можем воплощать самые безумные идеи.

Не бывает такого, что костюмы хорошие, а все остальное не получилось

Об образцовой работе костюмера

Когда я смотрю кино, предпочитаю оставаться простым зрителем. Но «Однажды в Голливуде» Тарантино — пример того, как имитация может быть выразительней оригинала. У него во всех фильмах замечательные костюмы, очень тщательно проработанные. Впрочем, не бывает такого, что костюмы хорошие, а все остальное не получилось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О романе «Петровы в гриппе»

«Петровы в гриппе» — история о фильтрах, через которые мы смотрим на мир. Метафора гриппа — воспаленного, искаженного взгляда на мир — позволяет разглядеть в знакомых вещах новые смыслы. Для меня это роман о тех чувствах и стремлениях, которые мы в себе подавляем, не выпускаем наружу, погруженные в рутину. Это очень поэтичный текст, пусть и рождается эта поэзия из самой что ни на есть прозы жизни. В костюмах мне хотелось передать повседневность, обыденность и мрачность, в которой иногда появляются неожиданно яркие и, казалось бы, неоправданные элементы.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА "Петровы в гриппе" (2021)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
КАДР ИЗ ФИЛЬМА "Петровы в гриппе" (2021)


О работе с Кириллом Серебренниковым

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждое новое предложение от Кирилла Серебренникова, будь это фильм, спектакль или опера, — тот случай, когда мне абсолютно все равно, какой материал. Я точно знаю, что это будет удивительное приключение в команде единомышленников. Кирилл дает полную свободу. Он вообще про свободу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Над костюмами работают всегда режиссер, оператор, художник-постановщик, художник по гриму и я. Режиссер задает общее направление, напитывает нас своими идеями, а дальше каждый предлагает, чем будет насыщать мир героев.

О костюмах в «Петровых»

Определившись с тем, каким будет наш мир, мы действовали в двух направлениях. Собирали по магазинам и секонд-хэндам одежду для современности и готовились к двум новогодним елкам: советской и современной. Для современной мы искали популярный трэш: костюмы человеков-пауков, диснеевских Белоснежек и прочей мультипликационной нечисти, а для советской — шили по старым выкройкам зайчиков, снежинок, медвежат и других зверюшек, как было принято в советское время.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В первом случае мы представляли себя на месте родителей, которые идут по пути наименьшего сопротивления и покупают ширпотреб. Поэтому, например, у нас было десять детей разного возраста в костюмах человека-паука. Во втором случае мы просили портных шить непрофессионально, как если бы костюм шила уставшая после работы мама накануне утренника. В обеих елках хотелось воссоздать ощущение праздничного коматоза, ненужной обязательности, дурного сна.

Я всегда работаю над образом вместе с артистами. Мы вместе ищем персонажа, обсуждаем его гардероб, приближаем его к актеру или отдаляем от него, в зависимости от задачи, которую ставит режиссер. Например, Семен Серзин, исполнитель роли Петрова, предложил использовать в кадре свитер своего отца, я нашла идеально подходящую дубленку, а Кирилл принес свои шведские армейские ботинки. Это единственный костюм Петрова, в котором мы видим его на протяжении всего фильма, поэтому он должен быть максимально точным, органичным, запоминающимся и при этом не забирать на себя слишком много внимания.

Артисты часто хотят забрать вещи своего персонажа после съемок. Мне всегда это очень приятно. Значит, что я «попала» не только в персонажа, но и в актера.