Их не догонят: как создавался стиль «Тату» и почему он был обречен на успех

И почему он остается актуальным даже 20 лет спустя
В Лондоне во время съемок видео, 2003
В Лондоне во время съемок видео, 2003
GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Российская поп-музыка всегда была локальным явлением. Несмотря ни на какие попытки петь на английском, выступать за рубежом и участвовать (и даже занимать высокие места) в «Евровидении», ни у одного артиста или группы из России пока не получилось добиться мирового признания. Кроме «Тату» — девичьего дуэта, который в конце 90-х и начале 2000-х ненадолго стал, пожалуй, самой популярной группой мира. Не последнюю роль в этом сыграл стиль участниц. Рассказываем, как он создавался — и почему остается актуальным даже более 20 лет спустя после выхода их дебютного альбома «200 по встречной».

На MTV's TRL, 2003
На MTV's TRL, 2003
GETTY IMAGES

Экстремально короткие клетчатые юбки, белые рубашки и две девочки, поющие о подростковой любви, одновременно невинной и порочной: таким мы запомнили главный российский поп-феномен нулевых

Под песню «Тату» «Нас не догонят» наша страна уверенно врывалась в новую эру — в каком-то смысле она стала неофициальным гимном амбициозной России 2000-х. Но глупо было бы отрицать, что группа стала популярна не только благодаря провокационным текстам и цепким мелодиям, но и за счет очень цельного образа, который запоминался при первом же взгляде. Экстремально короткие клетчатые юбки, белые рубашки и две девочки — «черненькая» Юля Волкова и «рыженькая» Лена Катина — поющие о подростковой любви, одновременно невинной и порочной. Именно в таком виде мы запомнили главный российский поп-феномен нулевых. Но как родился этот имидж? По словам со-продюсера группы Елены Кипер, отправной точкой стали японские комиксы «манга»: «Это типичный образ японских школьниц. Мы взяли за ориентир образы мультяшных персонажей, в этой стилистике были выдержаны обложки первых синглов "Тату". У нас даже была идея издать большую книгу комиксов о группе, но она так и не осуществилась: комиксы тогда только-только пришли в Россию, нас скорее всего просто не поняли бы. Но в целом образ группы был продиктован именно этой эстетикой — а уже дальше стилисты вносили финальные штрихи. Андрей Дрыкин продумал все детали костюмов, а Алексей Кузнецов сделал девочкам новые стрижки и покрасил голубоглазую Юлю в черный, чтобы она выглядела ярче и контрастнее».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На ковровой дорожке MTV Movie Awards 2003
На ковровой дорожке MTV Movie Awards 2003
GETTY IMAGES
Во время выступления на MTV Movie Awards 2003
Во время выступления на MTV Movie Awards 2003
GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На узнаваемость группы работало и то, что образ участниц не менялся целых два года: все это время девушки выступали, ходили на интервью, снимались для журналов и клипов буквально в одних и тех же клетчатых юбках, галстуках и «хрустящих» белых рубашках. С одной стороны, это было нужно для того, чтобы визуально группа «примелькалась» и запомнилась. С другой — никто просто не прогнозировал того безумного успеха, который свалился на головы участниц и их продюсеров. И колесить по всей России и Европе в первое время пришлось в тех самых нарядах, которые были сшиты еще при запуске проекта. «Доходило до смешного: девочки выступали буквально в двух комплектах вещей, которые даже не успевали высыхать между концертами», — вспоминает Елена Кипер, — «Экспериментировать мы начали только после того, как группа по-настоящему запомнилась и стала иконой. Когда мы подписали контракт с Interscope, можно уже было развивать историю дальше, уводить ее от изначальной "нимфеточности" в сторону девичьей сексуальности». В этих экспериментах родились и другие знаковые луки. Например, черные юбки и белые лонгсливы с надписью «*** войне», в которых «татушки» выступили на нескольких американских телешоу (это было не банальное хулиганство, а настоящее политическое высказывание: в то время США готовились к войне в Ираке).

Успех «Тату» — это совокупность факторов. В ней был такой угарный микс из составляющих, которые вместе обязательно должны были «бомбануть»

Елена Кипер

Но главным «ингредиентом» образа «Тату» все-таки была игра на контрастах: яркая черноволосая Юля Волкова против нежной, будто сошедшей с картин прерафаэлитов, Лены Катиной; невинность школьной формы против провокационного поведения девушек; звонкие девичьи голоса против жестких, громких битов. «Успех "Тату" — это совокупность факторов. В ней был такой угарный микс из составляющих, которые вместе обязательно должны были "бомбануть"», — считает Елена Кипер. С выхода дебютного альбома «татушек» прошло уже 20 лет — а так же ловко сыграть на контрастах, как у них, из российских артистов пока не получилось ни у кого. Поэтому группа по сей день остается единственным в своем роде исключением из всех правил: коммерческих, музыкальных и модных. И больше, судя по всему, таких не будет.

На MTV Europe Music Awards 2005
На MTV Europe Music Awards 2005
GETTY IMAGES