Первый футурист и революционер мира моды: что нужно знать о легендарном Пьере Кардене

Вспоминаем легендарного дизайнера
Пьер Карден с моделью, 1968 год
Пьер Карден с моделью, 1968 год
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Два года назад не стало Пьера Кардена — легендарного французского дизайнера итальянского происхождения, который вместе с Андре Куррежем определил весь облик моды 60-х и стал пионером лицензирования в моде. Мы решили отдать дань памяти легенде — и собрали 5 фактов, которые красноречивее всего говорят о том, кем же был Пьер Карден — и каким мы его запомним.

Настоящий революционер

Карден начал карьеру в качестве портного в Доме Christian Dior — отвечал, в том числе, за пошив легендарной коллекции New Look 1947-го года. Оттуда он ушел со скандалом — его обвинили в распространении информации о конструкции вещей Кристиана Диора. Тогда он решил основать свой Дом — и он моментально стал успешным. Карден предложил радикально другой образ, чем тот, к которому привыкла клиентура Dior. Линейные лаконичные силуэты, чистые яркие цвета, футуризм — вот слагающие стиля Pierre Cardin. Тесным приталенным платьям он предпочитал короткие и расклешенные, а высоким каблукам — ботфорты на плоском ходу. Также Карден первым из знаменитых дизайнеров запустил мужскую линейку — и начал продавать лицензии на использование своего имени. Также он стал пионером стиля «унисекс» — его комбинезоны на молнии полагалось носить как мужчинам, так и женщинам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Pierre Cardin Haute Couture весна-лето 1970
Pierre Cardin Haute Couture весна-лето 1970
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Показ в честь 70-летия Дома Pierre Cardin, 2021
Показ в честь 70-летия Дома Pierre Cardin, 2021
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый футурист мира моды

Наравне с Андре Куррежем и Ивом Сен-Лораном Пьер Карден стал тем, кто определил облик и лицо 60-х. Эпохе космической гонки была нужна соответствующая одежда — удобная, практичная и устремленная в будущее. Поэтому стиль Кардена отличали удобные силуэты, минимум декора и чистый, лаконичный дизайн. Он нередко любил отказываться от деталей, которые считал ненужными — так он поступил с воротником и лацканами на мужских пиджаках и куртках. Его оптимистичные и очень юные по духу вещи отлично вписывались в общий контекст послевоенного времени, когда люди строили далекие планы на счастливое будущее — а звездное небо не казалось пределом.

Pierre Cardin, 1970 год
Pierre Cardin, 1970 год
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Pierre Cardin, 1975 год
Pierre Cardin, 1975 год
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Любимец знаменитостей

Свою роль в сумасшедшей популярности Кардена сыграло и то, что он умел находить общий язык со звездами первой величины — а они любили пользоваться его услугами. Сразу же после выхода его первой мужской коллекции свое внимание на Кардена обратили культовые The Beatles — а знаменитые костюмы с пиджаками без воротника надолго стали их визитной карточкой. Еще одна его легендарная клиентка — балерина Майя Плисецкая. Она смогла стать для Кардена еще и близкой подругой и музой — и хранила верность любимому кутюрье до последних дней своей жизни. Для нее он создавал как повседневные вещи, так и концертные костюмы — она не раз выходила на сцену Большого в потрясающих нарядах Pierre Cardin. Удалось ему поработать и с Марлен Дитрих — их сотрудничество выдалось сложным, но продуктивным. Капризный характер и требовательность кинодивы очень злили дизайнера — но он продолжал ее боготворить. В итоге он стал автором всех костюмов для прощального турне актрисы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
The Beatles в костюмах Pierre Cardin, 1963
The Beatles в костюмах Pierre Cardin, 1963
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Король модного лицензирования

Свою первую лицензию Карден продал в 1968-м году — и этот момент стал поворотным как для него самого, так и для моды в целом. Под его именем стала выходить фарфоровая посуда — до этого на такой шаг не решался никто из его коллег. К началу 80-х он уже продал более 500 лицензий, а к середине 90-х — 900. В разное время под брендом Pierre Cardin выходили посуда, канцтовары, бытовая техника, чулочно-носочные изделия — и даже сигареты. И хотя идея оказалась весьма прибыльной (к началу нулевых бренд уже приносил почти 1,5 млрд долларов в год), она очень сильно пошатнула статус дизайнера. Из разряда желанных и люксовых бренд Pierre Cardin перешел в категорию массовых — и в какой-то момент даже прекратил выпуск сезонный коллекций одежды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Pierre Cardin, 1966 год
Pierre Cardin, 1966 год
Yoshi Takata

Любимый дизайнер СССР

Дружба с Майей Плисецкой сделала Кардена очень известным в СССР. За духами его бренда в советских универмагах стояли очереди, а само имя дизайнера стало нарицательным. «Как у Кардена» — говорили в Союзе про все модные вещи. Сам дизайнер не раз приезжал в СССР — а позже и в Россию, где успел обзавестись знаменитыми друзьями. Долгая дружба объединяла его с Вячеславом Михайловичем Зайцевым. В 1986-м году он даже подписал свой первый контракт в СССР — и стал шить и продавать одежду Pierre Cardin на всей территории огромной страны, исполнив тем самым мечту миллионов советских женщин о платье «от Кардена». Правда, они даже не знали, что на деле все эти вещи отшивались не в Париже, а на сибирских заводах. В 1991-м году он провел грандиозный показ на Красной Площади, который собрались посмотреть более 200 тысяч зрителей — но после распада Союза его звание любимого дизайнера страны перенял Джанни Версаче.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Держатель для купюр Pierre Cardin
Держатель для купюр Pierre Cardin
Pierre Caedin, 1967 год
Pierre Caedin, 1967 год
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ