РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему Кристобаль Баленсиага закрыл свой модный Дом всего за один день

Вспоминаем историю Balenciaga
Тэги:
Кристобаль Баленсиага, 1927
Кристобаль Баленсиага, 1927, GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня состоится первый за 53 (!) года кутюрный показ Balenciaga — Дом вышел из расписания Недели Высокой моды еще в 1968 году, когда его решил закрыть сам Кристобаль Баленсиага. Событие, без преувеличения, историческое — не только из-за столь долгого перерыва, но и потому что всем не терпится посмотреть, как же справился с кутюром именно Демна Гвасалия, которого мы привыкли считать мастером уличной моды. Мы решили вспомнить, как Кристобаль Баленсиага стал главным дизайнером середины прошлого века, из-за чего он решил закрыть свой Дом за один день — и почему чего его идеи остаются актуальными даже полвека спустя.

Довима в кейпе Balenciaga на обложке Harper's Bazaar, ноябрь 1950
Довима в кейпе Balenciaga на обложке Harper's Bazaar, ноябрь 1950, Richard Avedon
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Учитель всех нас» — так о Кристобале Баленсиаге отзывался Кристиан Диор. Его исключительный талант признавала даже Габриэль Шанель, которая совсем не жаловала конкурентов: она называла его «единственным настоящим кутюрье». Он действительно был единственным в своем роде — и в подходе к созданию одежды, и в общении с прессой, и вообще во взглядах на жизнь. Он не любил разговаривать с журналистами — и за свою долгую карьеру дал всего одно полноценное интервью (задолго до Мартина Маржелы, который подобной тактикой заслужил себе репутацию «загадочного» и «анонимного»). Его инновационных идей хватило на то, чтобы заслужить мировую славу ему самому, а также дать отправную точку его ученикам и последователям — Юберу де Живанши, Андре Куррежу и Эмануэлю Унгаро. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Платье Balenciaga в съемке Harper's Bazaar, октябрь 1952
Платье Balenciaga в съемке Harper's Bazaar, октябрь 1952, Richard Avedon
Платье и кейп Balenciaga в съемке Harper's Bazaar, ноябрь 1961
Платье и кейп Balenciaga в съемке Harper's Bazaar, ноябрь 1961, Tom Kublin
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Его исключительный талант признавала даже Габриэль Шанель, которая совсем не жаловала конкурентов: она называла его «единственным настоящим кутюрье»

То, как Баленсиага создавал свои вещи, принципиально отличало его от всех известных до него кутюрье. Он работал с тканью, как скульптор с камнем — не столько следуя за естественными пропорциями фигуры, сколько создавая новые и подчеркивая то, что считал нужным. Поэтому он предпочитал использовать тяжелые, плотные материалы, которые легко драпировались и хорошо держали заданную форму. Он стремился с помощью одежды создать ощущение комфорта и безопасности, эдакой «брони» — поэтому первым предложил объемные силуэты, когда слово «оверсайз» еще не вошло в модный лексикон. Его пальто-коконы и платья-мешки дизайнеры цитируют до сих пор — причем в практически неизменном виде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вечернее платье Balenciaga (1961), собрание Исторического музея в Чикаго
Вечернее платье Balenciaga (1961), собрание Исторического музея в Чикаго, GETTY IMAGES
Вечернее платье и болеро Balenciaga (1955), собрание Исторического музея в Чикаго
Вечернее платье и болеро Balenciaga (1955), собрание Исторического музея в Чикаго, GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вечернее пальто Balenciaga (1950), собрание Исторического музея в Чикаго
Вечернее пальто Balenciaga (1950), собрание Исторического музея в Чикаго, GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самой важной частью женского тела для Баленсиаги была спина: именно ее он стремился акцентировать почти во всех своих вещах. Способы для этого он выбирал разные: длинный шлейф, слегка опущенный сзади воротник, дополнительный объем в области спины (при этом спереди вещь была облегающей). Еще две зоны, которым дизайнер уделял особенно пристальное внимание — шея и запястья. Их он всячески стремился открывать с помощью расширенных горловин, блуз без воротников и ставших для него знаковыми рукавов 3/4. Сам он утверждал, что это помогает удлинять шею и руки, делать их более изящными — но, справедливости ради заметим, что у него могли быть и более практичные соображения: так он давал своим состоятельным клиенткам возможность наглядно продемонстрировать их впечатляющие ювелирные украшения. Не зря же его укороченные рукава прозвали «браслетными».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Платье-«конверт» Balenciaga в съемке Harper's Bazaar, июнь 1967
Платье-«конверт» Balenciaga в съемке Harper's Bazaar, июнь 1967
Вечернее платье Balenciaga, 1951
Вечернее платье Balenciaga, 1951, GETTY IMAGES

Он работал с тканью, как скульптор с камнем — не столько следуя за естественными пропорциями фигуры, сколько создавая новые и подчеркивая то, что считал нужным

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К слову, с клиентками у него тоже всегда были особенные отношения — многие из них считали его близким другом и доверяли наряды для важных случаев лишь ему. Некоторые и вовсе не мыслили свой гардероб без платьев Balenciaga — и очень эмоционально переживали его уход из мира моды. Когда Баленсиага решил закрыть свой Дом в 1968 году, Мона фон Бисмарк, считавшаяся самой стильной женщиной своего времени, на три дня закрылась в собственной спальне, оплакивая утрату и говоря, что «теперь ее некому будет одевать». К слову, решение о закрытии бизнеса великий кутюрье принял по-испански эмоционально — и буквально за один день. Он просто решил, что растущая популярность прет-а-порте не оставляет шансов кутюру — а «заниматься проституцией», как он называл готовую одежду, он был не намерен. В течение дня Баленсиага свернул все операции своего Дома, не поставив в известность ни своих бизнес-партнеров, ни сотрудников ателье. С тех пор сам Дом был успешно возрожден и сменил несколько креативных директоров, но к кутюру вернулся только сейчас — под руководством Демны Гвасалии. Посмотрим, удастся ли ему создать нечто достойное славы основателя Дома.

Вечернее пальто Balenciaga
Вечернее пальто Balenciaga, Legion-Media
Загрузка статьи...