«Работа стилистом — это колоссальный труд»: Ксюша Смо — о работе с Настей Ивлеевой, копипасте и нулевых

Изнанка работы звездного стилиста — из первых уст
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Легко поддаться киношным стереотипам и поверить в то, что работа стилиста — это бесконечное праздное перемещение между вечеринками и показами, которое изредка разбавляется примерками со звездами первой величины и супермоделями. На деле же все куда менее «глянцево», а за красивым финальным результатом обычно стоят сбор вещей по всему городу, перевозка тяжелых пакетов и общение с капризными клиентами. Мы решили узнать все из первых уст — и поговорили со стилистом Ксюшей Смо, которая работала с такими российскими знаменитостями, как рэпер Pharaoh, певица Ольга Серябкина и блогер Настя Ивлеева. Мы расспросили ее обо всех подводных камнях профессии, недобросовестных заказчиках и о том, что может заставить ее отказаться от поставленной творческой задачи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как вы начали интересоваться модой?

В 5-6 лет я сильно болела, по ночам часто испытывала приступы астмы. Чтобы успокоиться, я до раннего утра смотрела мультики. Поэтому с детства в моей комнате стоял телевизор, и когда я «переросла» болезнь, его не убрали. В 7 лет, включив его ночью, я наткнулась на «Sex And The City» («Секс в большом городе»). Меня тогда мало интересовал «Sex», но я всё хотела знать по части «The City», поэтому каждую ночь в одно и то же время тайком смотрела культовый сериал. Поэтому легко себе представить девочку, которая пошла в первый класс с твердым желанием переехать в Москву (аналог Нью-Йорка), стать fashion-журналистом, завести кучу кредиток и купить туфли Manolo Blahnik на первый гонорар. Меня никто не понимал, а я таскала вещи из маминого шкафа и делала съемки на мыльницу, используя в качества модели трехлетнюю сестру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Визуально ваши работы очень часто отсылают к стилю начала нулевых.

Впечатления от «Sex And The City» со временем остались где-то в подсознании, и, хотя я продолжала ездить в Краснодар, ближайший крупный город, чтобы покупать журналы, желание стать fashion-журналистом подменило увлечение серьезной журналистикой. Кроме того, я стала фанатом хорроров. Сначала пересмотрела всё доступное и известное - «Техасскую резню бензопилой», «Пилу», «Звонок», «Шесть демонов Эмили Роуз», потом узнала, что «Звонок» был снят по франшизе и ударилась в японскую хоррор-культуру. Удивительно, как детские увлечения влияют на жизненный путь: мой визуальный язык как раз сочетает кровавые сцены и fancy-стиль 2000-х. Другое дело, что я периодически опускаю либо то, либо другое. Например, в последнее время я устала от эксплуатации хоррор-сцен в российских рэп-клипах и дала себе слово не браться за стилизацию подобных историй, пока хайп не сойдет на нет.

Я быстро поняла, что ты можешь сколько угодно вдохновляться работами коллег, можешь вообще не вдохновляться, а тупо копировать, но это всегда будет сложнее, чем следить за происходящим на рынке.


За кем вы следите из российских и зарубежных коллег?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я подписана на 3784 аккаунта в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), раньше я следила за всеми. В основном, правда, это касалось не коллег, а дизайнеров, владельцев бутиков и шоурумов — в общем, всех, кто владеет инструментами для моей работы. Я знала всех — даже самых новых и маленьких. У бренда нет еще и 10 подписок, его отметил кто-то из знакомых, а я уже тут как тут. Я быстро поняла, что можно сколько угодно вдохновляться работами коллег, можно вообще не вдохновляться, а тупо копировать, но это всегда будет сложнее, чем следить за происходящим на рынке. Поэтому я намеренно переключаю фокус и не могу выделить отдельных людей, которые мне импонируют.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что становится отправной точкой в начале работы над новым проектом?

По большей части я работаю над видео, поэтому отправной точкой, конечно, становится режиссерский тритмент (от англ. treatment — трактовка, обращение, подход — прим. ред.).

Как вы обычно собираете первоисточники для работы?

Смотрю фильмы, у которых нарратив или визуал совпадают с тритментом, делаю исторические справки, думаю о символах, которые подходят самому герою съемки, ищу доступные для стилизации вещи в городе, собираю всё в один файл, потом делаю примерку на статисте — и добавляю её.

Вы работали над самыми разными проектами — на телевидении, съемках клипов, фотосессиях. Что нравится вам больше всего?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если говорить только о стилизации, то мне нравится работать с музыкальными клипами. Здесь больше всего возможностей попробовать что-то новое.

Случалось ли вам сталкиваться с недобросовестными заказчиками?Я вообще не помню, были ли у меня заказчики до того, как я начала работать над видео. По-моему, я зарабатывала деньги, ассистируя, потом вкладывала их в свои съемки, чтобы сформировать и донести свой фирменный стиль. На первой же съемке клипа, куда я была приглашена в качестве стилиста для массовки, основной стилист не справился со своей задачей, и я буквально за сутки «спасла», казалось, обреченный на провал костюм селебрити. И, так как заказчиками были серьезные в мире музыкальных видео ребята, мы часто стали работать с ними. Потом они меня посоветовали другим серьезным ребятам. А серьезные ребята, видимо, никого не кидают. То есть я вообще пропустила этап начинающих съемочных команд, которые попадают на деньги — и без средств остаются все. А когда стала работать с такими людьми (потому что порой они предлагают более креативные идеи), у меня уже были ИП, юрист, агент — и я сама стала из тех серьёзных ребят.

Cложно работать на таком маленьком рынке вещей, когда селебрити не хотят тратить деньги на свой гардероб, но хотят выглядеть "дорого". Даже не стильно, а тупо "дорого". Это пошлость какая-то.

Работали когда-нибудь бесплатно, ради идеи?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На этапе становления я никогда не работала бесплатно. Чтобы делать творческие съемки, я зарабатывала деньги и сама оплачивала производство и любые расходы, которые нужны были для обеспечения результата. Сейчас я уже не хочу бесплатно стилизовать кого-либо по личным убеждениям, но у меня есть другой конёк, на котором я отрабатываю карму. Я постоянно ищу новых креаторов и привожу их в большие проекты. Я бесплатно и от всей души помогаю талантливым людям зарабатывать на их таланте, что, на мой взгляд, очень важно не только для комфорта этих людей, но и просто потому, что кровь в организме должна циркулировать. Даже я по меркам индустрии уже старуха и не должна быть в профессии, меня должны затмить свежие и талантливые ребята, родившиеся после 2000-х. Я очень хочу, чтобы это скорее наступило. А, может, уже?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что самое сложное в работе селебрити-стилиста?

Сейчас у меня нет таких сложностей, потому что я выращиваю другие свои проекты и потоково с людьми больше не работаю — нет времени. Но я знаю, что сложно работать на таком маленьком рынке вещей, когда селебрити не хотят тратить деньги на свой гардероб, но хотят выглядеть «дорого». Даже не стильно, а тупо «дорого». Это пошлость какая-то. И тут, конечно, нам всем надо проводить разъяснительную работу. А пока мне звонят менеджеры звезд и жалуются: «Мы вот месяц назад начали работать со стилистом N., он нам принес платье Alexandre Vauthier, потом — платье Alexander Terekhov, а потом, представляете, Bershka какая-то, пожалуйста, поработайте вы с нами». И я понимаю, почему так. Когда-то этот стилист N. сказал, что ему «все всё дают», а на самом деле у него осталось с какой-то съемки платье Alexandre Vauthier, есть какой-то один дружественный контакт в Alexander Terekhov. Но это же не навечно, варианты исчерпаны, остается только Bershka.

Что может заставить вас отказаться от поставленной задачи?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отсутствие контакта с режиссером. Если с этим все окей, то я могу снять кого угодно. Даже тех персонажей, которые в нашей снобской тусовке считаются персонами нон-грата.

В последнее время вы очень часто работаете с Настей Ивлеевой. Как вы познакомились и нашли общий язык?

Мы начали работать дистанционно, когда она улетала в пулы «Орла и Решки». Занятость ее на тот момент (впрочем, как и сейчас) превышала все разумные границы, и она искала стилиста в первую очередь для того, чтобы закрыть хотя бы базовые потребности в одежде. Мы переписывались почти каждый день, а впервые встретились только спустя 3 месяца после знакомства.

Есть ли принципиальные отличия у работы с блогером от сотрудничества с музыкантами?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я думаю, что отличия между музыкантом и блогером небольшие, но надо понимать, что Настя — еще и продюсер. Она сама производит весь свой контент, который уже давно не ограничен маленькими роликами с продакшеном «на коленке». Поэтому я с точностью могу сказать, что ее график для многих просто несовместим с жизнью. Я сама работаю над достаточно крупными сторонними проектами помимо стайлинга, после съемки могу поехать на семинар по маркировке товаров легкой промышленности. Поэтому мы легко сошлись на почве маниакальной работоспособности.

В своём инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) вы недавно писали, что никогда не бываете довольны своими работами. С чем связана эта рефлексия?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я всегда знаю, что я хотела сделать, и что мне дали сделать сроки, бюджеты и заказчики. Несмотря на то, что я прилагаю все возможные усилия, чтобы получить классный результат в любых предложенных обстоятельствах, я могу потом долго думать: «Вот если бы куратор раньше написала письмо в бренд, они бы успели доставить нам тот сэмпл». Представляю, как костюм мог бы выглядеть в идеале. Много думаю в сослагательном наклонении, если это касается работы. Плюс, я не упиваюсь собой и достигнутыми результатами. Мысль «окей, сделано, надо идти дальше» появляется раньше финальной хлопушки.

Какие советы вы бы дали начинающим стилистам?

Работа стилистом — это колоссальный труд и большой объем коммуникаций, поэтому важно научиться всё структурировать или найти человека, который в этом поможет. Тезисно разложить своё творческое «я» хотя бы на тот период, пока не произойдет внутренних перемен, и браться только за ту работу, которая ваше «я» позволяет выразить. Это поможет начать разговаривать на своем визуальном языке, а клиенту будет понятно, почему со своей задачей он пойдет именно к вам. Ну и никогда себя не жалеть.