Религия и мода: зачем дизайнеры выпускают коллекции для мусульманок?

Почему Доменико Дольче и Стефано Габбана надели на моделей хиджабы, а Донна Каран поздравила мусульман с Рамаданом.
Религия и мода: зачем дизайнеры выпускают коллекции для мусульманок?

Исторически сложилось так, что одежду мусульман никогда не описывали словами «модный» или «шикарный». Разве что в незапамятные времена царствования на Востоке султанов с их сверкающими радугой самоцветов женами и наложницами. Сегодня в силу череды трагических событий, инициатором которых является определенная категория представителей исламской культуры, образ ортодоксального мусульманина стал для многих символизировать опасность и угрозу. 17 августа премьер-министр Франции Мануэль Вальс поддержал предложение мэров трех французских городов запретить женщинам появляться на пляжах в закрытых мусульманских купальниках. Как ни удивительно, в такой наэлектризованной и тяжелой политической и социальной обстановке мир моды придерживается своего мнения в вопросе мусульманской одежды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2015-м году имел место один неприятный случай, когда Abercrombie & Fitch отказал молодой мусульманке в работе из-за ее головного убора, так как тот, по мнению компании, не может быть атрибутом сотрудницы их магазина. Что ж, в то время как доходы бренда заметно снижаются, феномен мусульманской моды находит все больше и больше сторонников. Почему феномен? Потому что, как известно, мода – это априори светское явление. То есть в проникнутой религиозностью исламской культуре мода, предполагающая десекуляризацию общества, его демократизацию, свободу циркулирования идей и плюрализм мнений, существовать не может. Однако, как показывает практика XXI века, ситуация меняется, и это утверждение – уже не аксиома.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зимой этого года Dolce & Gabbana представил на суд публики коллекцию, состоящую из хиджабов и абай. Заметьте, это сделал бренд, специализацией которого долгие годы являются откровенные платья из кружева, максимально подчеркивающие фигуру. Коллекция получилась одновременно скромной, какой и должна быть одежда мусульманок, и необычной благодаря тканям с характерными для Dolce & Gabbana жизнерадостными принтами. До этого, в 2014-м году, к главному мусульманскому празднику Donna Karan выпустил капсульную коллекцию «Рамадан»: длинные струящиеся платья, свободные туники, юбки в пол и узорчатые брючные костюмы. На рекламных плакатах красовались не только фото моделей с характерной внешностью Шахерезады, но и небольшие интервью, в которых девушки рассказывали, что для них значит Рамадан, какие наряды из коллекции близки именно им и почему и так далее. Свое слово сказали и масс-маркет бренды: в марте этого года Marks & Spencer выпустил линейку закрытых купальных костюмов – буркини, а еще раньше Uniqlo в сотрудничестве с дизайнером и блогером Ханой Таджимой выпустил «скромную» коллекцию для мусульманок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Мусульманская» коллекция Dolce & Gabbana

Среди других дизайнерских домов, обративших внимание на эту новую для себя аудиторию – Oscar de la Renta, Tommy Hilfiger, Monique Lhuillier, Tory Burch, Zimmerman и Max Mara. Все они предпочли откровенности и подчеркнутой сексуальности скромность, выраженную в довольно закрытых, свободных и ненавязчивых вещах. Мужчинам, охочим до вида оголенного женского тела, это вряд ли пришлось по душе, но миллионы женщин по всему миру сказали: «Наконец-то». Эти женщины – глубоко верующие (причем, не только мусульманки, но и иудейки, христианки, мормонки и другие), чтущие заветы, которые им предписывают религия и нормы морали, но, как и любые женщины, мечтающие одеваться стильно и подчеркивать с помощью одежды свою красоту. Всего несколько лет назад о них думали единицы дизайнеров: мало кому приходило в голову, что мусульманки интересуются модой и хотят носить не только черный никаб. Развенчать этот миф помогли миллениалы – молодые девушки-блоггеры, выкладывающие в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) фото своих скромных, но ультрасовременных и ярких луков и показывающие на собственном канале на YouTube способы завязывать тюрбан. Блоги и Instagram-аккаунты (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) Hipster Hijabis, Haute Hijab и Mimu Maxi читают и смотрят миллионы подписчиков, и это доказывает то, что скромная мода есть новое течение, которое в силу определенных причин далеко пойдет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Коллекция Ханы Таджимы для Uniqlo

Главная причина проста и прозаична: деньги. Согласно статистическим данным Thomson Reuters и Dinar Standard, в 2013-м году мусульмане по всему миру потратили на одежду и обувь £185 млн – больше, чем итальянцы и японцы вместе взятые. Специалисты делают прогнозы, что к 2020-му году глобальный рынок мусульманской моды будет стоить $327 млрд. На фоне кризиса клиенты из России и Китая – главная золотая жила индустрии люкса с начала «нулевых» – стали оставлять в модных бутиках гораздо меньшие суммы, в то время как Саудовская Аравия, например, считается сегодня самым перспективным рынком. Как известно, спрос рождает предложение, и бренды не могут не быть заинтересованы в ответном шаге: им выгодно перестроиться под новую целевую аудиторию. Это не значит, что скоро подиумы наводнят хиджабы от Алессандро Микеле и никабы от Демны Гвасалии. Но велика вероятность, что многие модные дома добавят к своим традиционным коллекциям линейку мусульманской одежды, что расширит круг их клиентуры и, соответственно, масштаб доходов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главная причина проста и прозаична – деньги.

Другим фактором, влияющим на готовность дизайнеров идти навстречу запросам мусульманского общества, можно назвать прогрессивную молодежь, девушек достаточно гибких, чтобы почитать заветы ислама и при этом не забывать об индивидуальном стиле. Да, по прошлогодним данным 25% молодого поколения не считает себя такими же религиозными, как их родители, и молятся они не так часто, как того требует Коран, но вера по-прежнему остается важным элементом их жизни и мировоззрения. Кому-то это может показаться странным, но миллионы девушек добровольно носят хиджаб и любят его. При этом их хиджаб сшит из прекрасной ткани с причудливым узором, а дополняют его воздушная туника, узкие джинсы и, конечно, макияж в духе восточной принцессы. В таком виде они встречаются в кафе, ходят на работу и по магазинам за новой красивой одеждой, которая выделит их из толпы, не вступая в противоречие с нормами их религии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Коллекция Ханы Таджимы для Uniqlo

Наконец, мода, как и многие другие области человеческой деятельности, отражает происходящее вокруг: политическую ситуацию, общественные настроения и другое. Аналитик моды ИА «РИА мода» Елена Лерман напоминает, какой «был всплеск "русских" коллекций в начале 2000-х годов, когда богатые русские клиенты массово скупали брендовые вещи в самых дорогих бутиках мира, а в Москве появились магазины и представительства всех мировых лидеров fashion-индустрии». Сегодня арабский мир переживает особый подъем в экономике: в условиях кризиса только нефтяные и газовые короли могут себе позволить крупные траты. В какой-то степени это тоже открыло дизайнерам глаза на мусульманскую культуру как на источник вдохновения, идей и, конечно же, доходов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Итак, мусульманский рынок открыт для модного бизнеса, а культура в какой-то степени начинает открываться модному стилю жизни. И пока одни, как Пьер Берже, скрептически относятся к идее «исламизации» моды («Дизайнеры не должны иметь ничего общего с исламом. Их задача – делать женщин красивыми и свободными, а не потакать режиму, который ущемляет все это»), другие готовы работать для мусульманки нового века, умеющей сохранять баланс между строгими требованиями религии и желанием быть модной. И это скорее не тренд, а выход fashion-индустрии на новый уровень.