Кто такая Жозефина Бейкер: первая темнокожая танцовщица мирового масштаба, разведчица и муза Ле Корбюзье и Готье

Муза дня
Жозефина Бейкер в ее знаменитой банановой юбке
Жозефина Бейкер в ее знаменитой банановой юбке
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня индустрия моды и поп-культура живут по всем принципам diversity, один из главных пунктов которого — расовое разнообразие. Но так было далеко не всегда. Еще в прошлом веке в некоторых штатах США действовала расовая сегрегация: афроамериканцы не могли даже посещать многие заведения и сидеть в одном вагоне поезда с белыми — не говоря уже о том, чтобы сниматься в кино или выступать на сцене. Все это поменялось благодаря смелым активистам, которые не боялись выражать свою социальную позицию и открыто выступать против такой несправедливости. Одной из таких активисток была Жозефина Бейкер, которая не только прославилась на весь мир как танцовщица и певица, но и проложила путь для будущих поколений темнокожих звезд. Рассказываем все, что нужно знать о ее невероятной судьбе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Жозефина Бейкер не только прославилась на весь мир как танцовщица и певица, но и проложила путь для будущих поколений темнокожих звезд

В судьбе Жозефины Бейкер ничего не предвещало будущей славы: внебрачная дочь музыканта Эдди Карсона и прачки Кэрри Макдональд росла в очень стесненных условиях. Позже она еще и пережила два неудачных брака, которые закончились разводом. Тем не менее, прозябать на обочине жизни в ее планы совсем не входило. Она должна была стать звездой во что бы то ни стало — даже если весь мир был против. И стала: свою карьеру на сцене Бейкер начала еще в родных штатах, но настоящая слава ждала ее по другую сторону океана. В 1925 году она переехала в Париж, чтобы выступать в шоу «La Revue Nègre». Успех был оглушительным: Жозефина, с ее экзотической красотой и исключительной пластикой, моментально покорила французскую публику и стала одной из звезд первого эшелона. Именно она познакомила французов с чарльстоном, который впоследствии стал воплощением «ревущих двадцатых» — а многие даже считают, что в ее танцах уже тогда были элементы хип-хопа и брейка, которые сформировались в самостоятельные стили гораздо позже.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Жозефина Бейкер, 1951
Жозефина Бейкер, 1951
Legion-Media

Пока публика по всей Европе носила Бейкер на руках (ее гастроли с невероятным успехом шли в Брюсселе и Берлине: туда даже стекались зрители из Праги и Вены, где выступления танцовщицы были запрещены из-за их откровенности), в родной стране она подвергалась расистским нападкам. Это только закалило характер звезды и сделало ее убежденным противником любых форм дискриминации. Особенно отличилась Бейкер в борьбе с фашизмом: во время Второй мировой она не только выступала перед солдатами Сопротивления, но и сама работала на разведку (и даже получила удостоверение летчика!).

Жозефина моментально покорила французскую публику и стала звездой первого эшелона. Именно она познакомила французов с чарльстоном, который стал воплощением «ревущих двадцатых»

Жозефина стала настоящей музой, пожалуй, для всех художников, архитекторов и поэтом своего времени — от Ле Корбюзье (он писал ее обнаженной, а позже создавал проекты зданий в честь ее танцев) до Бодлера. Ее называли «черной Венерой» и буквально боготворили. Впрочем, певческая и танцевальная карьера и гражданский активизм — это не все, благодаря чему Бейкер вошла в историю. Ей удалось стать еще и настоящей иконой стиля. Ее яркие сценические образы потрясали воображение публики (на сцену она выходила полуобнаженной, ограничиваясь лишь накидками и «крыльями» из страусиных перьев, многочисленными жемчужными бусами и импровизированной юбкой из бананов, которая стала ее визитной карточкой) — и остаются вдохновением для знаменитых дизайнеров по сей день. Жан-Поль Готье не только посвятил Жозефине целый сегмент своего кабаре Fashion Freak Show, но и постоянно называет ее своей музой. А Миучча Прада и вовсе использовала образ «черной Венеры» как основной первоисточник для своей весенне-летней коллекции 2011 года: именно у Бейкер она позаимствовала банановый принт, боа из разноцветного меха и знаковую прическу «холодная волна» в духе 20-х.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Prada весна-лето 2011
Prada весна-лето 2011
GETTY IMAGES

На сцене Бейкер провела буквально всю жизнь — она выступала на сцене целых 50 лет. И выступала бы еще больше, если бы не внезапная смерть в 1975 году. При этом «черная Венера» была востребована до самого последнего дня жизни. Впрочем, ее образ вдохновляет и до сих пор — а во Франции она даже удостоилась высшей государственной чести: 30 ноября ее перезахоронили в Пантеоне, где похоронены самые выдающиеся французы.

Жозефина Бейкер на выступлении в Лондоне, 1974
Жозефина Бейкер на выступлении в Лондоне, 1974
Legion-Media