Как корсет превратился из нижнего белья в часть повседневного гардероба

От фетиша до феминизма
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Корсет входил в моду и выходил из нее едва ли не чаще, чем любой другой предмет гардероба. На протяжении всей истории костюма его то воспевали, то боролись с ним всеми доступными средствами. За последние несколько веков корсет прошел путь от инструмента фетишизации и контроля над женским телом до символа феминизма и сексуальной свободы — и смело шагнул из будуаров на улицы городов. Древнейшие образцы корсетов относятся еще к крито-микенской культуре и датируются 2000—1600 годами до н. э. Однако в виде, наиболее близком к современному, они появились в XVI веке, и быстро завоевали популярность в высших слоях европейского общества. Изначально они использовались для поддержания осанки и укрепления женского тела: считалось, что оно мягкое и податливое — а потому ему нужна вот такая жесткая «броня». К XVIII в моду входят экстремально тонкие талии — и у корсетов появляется утягивающая функция. Женщины начинают затягивать корсеты вопреки всякому здравому смыслу, что нередко приводило к обморокам и деформированию внутренних органов. В эпоху ампира корсет ненадолго утратил свои позиции и снова был сведен к функции поддержания осанки (ампирный силуэт платья-рубашки с высокой талией не требовал утягивания), но после этого вернулся в моду с новой силой. До самого конца XIX века этот предмет оставался обязательной частью женского гардероба, без которой было попросту неприлично выйти из дома. Но именно в то самое время появляется движение против корсетов, которое поддержали и медики, и суфражистки. Первые борцы за женские права вообще вдвигали отказ от корсетов в качестве одного из основных тезисов — наравне с предоставлением избирательных прав. Они видели в корсетах символ власти и контроля мужчин над женским телом, попытки ограничить его и вписать в рамки определенного идеала — неестественного и недостижимого от природы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Перый большой отказ от корсетов случился после Первой мировой: движение суфражисток, товарный дефицит и радикально изменившаяся мода вычеркнули эту вещь из списка обязательных. Первым из дизайнеров на радикальный отказ от корсетов пошел Поль Пуаре: он создавал коллекции, вдохновленные стилем «ампир» и костюмами народов Востока, которые не предполагали утягивания талии. Идеи Пуаре чуть позже поддержали Габриэль Шанель, Мадлен Вионне, Жан Пату и другие дизайнеры начала прошлого века. Но эта победа над корсетами была недолгой: если Первая мировая вывела их из актуального контекста, то Вторая мировая вновь вернула — пусть и косвенно. Кристиан Диор, работая над своей первой коллекцией 1947 года, ностальгировал по благополучным временам, в частности по Belle Epoque — и придумал знаменитый силуэт New Look, напоминающий то ли бутон цветка, то ли песочные часы. Разумеется, достичь его можно было только ношением корсетов — так что с конца 40-х они совершают крутой поворот и снова оказываются предметами первой необходимости. Впрочем, второй пик их популярности был совсем коротким: уже в 60-е новая волна феминизма, сексуальная революция и лаконичная мода с уклоном в футуризм окончательно покончили с корсетами, которые будут ждать своего звездного часа до самого конца 80-х.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В это время корсет лишается своих ограничительных коннотаций, становится символом сексуального раскрепощения и из нижнего белья превращается в полноценный элемент повседневного гардероба. На эту вещь обращают внимание известные дизайнеры — а переосмыслить ее им помогает стремительно набирающий популярность корсетный мастер Мистер Перл, который в то время создает корсеты практически для всех коллекций. Тьерри Мюглер, Жан-Поль Готье и Александр Маккуин используют их как фетишистский инструмент и орудие раскрепощения женщин, Джон Гальяно и Вивьен Вествуд — как историческую цитату. Свою руку к популяризации корсетов прикладывают и поп-звезды, в первую очередь — Мадонна. Для ее тура Blond Ambition World Tour Жан-Поль Готье создает культовый корсет с бра-конусами, который певица на сцене носит вместе с маскулинным брючным костюмом в полоску. Так корсет окончательно перестает ассоциироваться с хрупкостью и зависимостью женщин от мужчин, становясь инструментом борьбы за гендерное равенство и возможность свободно проявлять свою сексуальность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2010-е случился некий откат назад: повальная мода на минимализм, оверсайз-крой и комфортные силуэты практически вывела корсеты из женского гардероба. Зато в последние годы, на волне ностальгии по трендам 90-х и 2000-х, корсеты возвращаются — и уже становятся полноценной альтернативой топам и майкам в повседневных образах. Это нагляднее всего видно на примере коллекций сезона осень-зима 2022/23: две самых популярных вещи сезона — простая и удобная белая майка и соблазнительный корсет. И они становятся практически взаимозаменяемыми. Versace, Dolce & Gabbana, Sportmax, Gucci и Fendi предлагают носить кожаные и текстильные корсеты прямо поверх одежды (или вместо нее), а Balmain и Dior придают им защитную функцию, превращая их в изящные бронежилеты. Теперь корсеты не только (и не столько) формируют силуэт, сколько работают на придание уверенности в себе и раскрепощение — так они проделали долгий и тернистый путь от фетишизации женского тела до его освобождения. Дорога от фетиша до феминизма заняла несколько веков — но оно определенно стоило того.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ