Чем мода прошлых столетий отличается от современной

И почему мы продолжаем обращаться к прошлому
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Взаимоотношения моды и времени постоянно занимают наши умы. Даже на самом высоком уровне: об этом задумался Эндрю Болтон, куратор Института костюма музей Metropolitan. И сделал по результатам своих размышлений целую масштабную выставку, которая откроется в Нью-Йорке уже в этот четверг. Правда, далеко не все мыслят так масштабно и так глубоко. Многих все же интересуют куда более прикладные вопросы. Чем мода прошлых столетий отличается от моды современной? Почему она всегда гонится за новизной, но при этом все время обращается к прошлому? Именно в этом мы и попробуем разобраться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда вообще зародилась мода? В современном смысле это понятие появилось в XVII веке в Западной Европе. Именно тогда зародилось представление о цикличной смене сезонов и свойственных им форм, силуэтов и расцветок. Тогда же появились первые портные, которые монополизировали рынок модной одежды. Правда, они еще не были дизайнерами в современном смысле этого слова. Первым, кто перевел свое ремесло в разряд искусства и стал сам диктовать свое видение клиентам, а не выполнять любые их заказы, стал Чарльз Фредерик Ворт. Именно он в 1858 году основал первый в истории Дом моды, стал выпускать сезонные коллекции и проводить модные показы. В общем, сделал все, чем сейчас занимаются все дизайнеры мира. Его же принято считать родоначальником феномена Haute Couture. Однако странно было бы полагать, что уже в середине XIX века мода резко приняла современный вид. Да, многие уже привычные нам вещи появились еще тогда, но сама суть явления все же была совсем другой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мода образца середины XIX (и большей части XX) века все же была сугубо классовым явлением. Массового производства одежды еще не было, а тот самый Haute Couture стоил баснословно дорого. Поэтому мода не доходила даже до среднего класса — она была привилегией лишь очень узкого круга избранных. Pret-a-Porter (иными словами, готовая одежда) появится лишь в 70-х годах прошлого века, а масс-маркет — и того позже. Поэтому самая важная отличительная черта современной моды — ее доступность. Сегодня мода уже не является чем-то исключительно дорогостоящим и эксклюзивным. Все ключевые вещи сезона появляются в магазинах демократичных марок тогда же, когда и у больших брендов (если не раньше). Причем эта доступность — не только финансовая, но и информационная. С развитием СМИ и появлением интернета посмотреть актуальные коллекции и почитать о последних трендах могут абсолютно все — независимо от места проживания и уровня достатка. А пандемия еще больше ускорила эти процессы и выступила «великим уравнителем»: в этом сезоне показы из дома смотрели абсолютно все, включая знаменитостей первой величины и главных редакторов ключевого глянца. Прямые эфиры в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) и YouTube заменили собой традиционный первый ряд — последний пережиток классовости в моде. Прямо на наших глазах произошла тихая революция.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Информационная доступность также определяет другое важное качество современной моды. Благодаря интернету, попасть в саму индустрию стало куда проще. Если раньше профессионалы моды представляли собой некий кружок избранных (скажем, глянцевые редакторы были исключительно выходцами из аристократических семей или высшего истеблишмента), то сегодня есть множество историй успеха людей, которые «зашли» в индустрию без связей и какого-то особого положения: взять хотя бы модных блогеров. Выходит, что мода в целом стала куда более демократичной — и как индустрия, и как набор трендов. А уже отсюда, по сути, вытекает и другая важная черта моды в наши дни: инклюзивность. Раз доступ сюда теперь открыт не только избранным, значит, он есть в общем-то у всех. И это проявляется в том числе визуально. Если раньше на подиумах и в рекламных кампаниях мы видели в лучшем случае 3-4 типажа моделей, то сейчас — сотни, включая plus-size и трансгендерных девушек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так почему же тогда мы продолжаем каждый раз обращаться к прошлому? Казалось бы, минувшие столетия и сегодняшний день разделяют пропасть — по подходам, восприятию и ощущениям. Но мы раз за разом продолжаем цитировать то Средневековье, то эпоху барокко, то 80-е или 90-е. Пожалуй, здесь все очень просто: никто не отменял ностальгию и эскапизм. Когда нынешние реалии начинают казаться нам слишком сложными, мы любим на время мысленно перенестись туда, где «деревья были высокими», а социальная повестка — не такой замысловатой (и никакой новой этики!). Вот тут и появляются на современных подиумах кринолины, викторианские воротники-стойки, средневековые кольчуги и объемные плечи из 80-х. Правда, в значительно измененном виде. Как ни крути, наши требования к удобству и внешнему виду меняются. А потому оригинальное платье викторианской эпохи с корсетом, турнюром и рукавами-буфами едва ли вписывается в нынешний «викторианский» тренд. Так что мы цитируем, но не копируем, беря от прошлых столетий лишь лучшее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ