История Tabi: как Мартин Маржела создал обувь, которая не выходит из моды уже 32 года

Ботильоны, которые оставили свой необычный след в истории моды
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Их любят, их ненавидят, их коллекционируют, как настоящие произведения искусства. Пока одни называют их «копытами» и «самой уродливой обувью в мире», другие готовы отдавать сумасшедшие деньги за экземпляр в редком цвете на каком-нибудь аукционном сайте, у которого даже нет англоязычной версии. Все это — о культовых ботильонах Tabi, которые Мартин Маржела создал для своей первой коллекции в 1989-м. В честь дня рождения самого загадочного дизайнера рассказываем историю его идеи, которая буквально оставила свой необычный след в истории моды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Для меня самые важные детали в силуэте — это плечи и обувь. Потом я просто заполняю все, что между ними. Плечи задают настроение, а обувь, разумеется, придает движение. И когда силуэт движется определенным образом — я очень счастлив», — эта цитата Мартина Маржелы из документального фильма Райнера Хольцемера «Маржела его собственными словами» (Margiela in His Own Words) как нельзя лучше объясняет, почему дизайнер уделял такое пристальное, почти обсессивное внимание именно обуви. И почему был так одержим идеей создать принципиально новые туфли — такие, каких до него вообще никто не делал. «Можете представить себе уровень стресса, когда хочешь создать доселе невиданную модель обуви? Ты немного сходишь с ума», — начинает он историю создания ботильонов Tabi в той же документалке. И действительно: к 1989-му все основные формы и силуэты уже существовали — придумать что-то совсем свежее было, прямо скажем, амбициозной задачей. Но оказалось, что для достижения поставленной цели нужно было лишь внимательно смотреть по сторонам.

Нажмите и смотрите

«Я вспомнил свою первую поездку в Токио, где увидел на улице рабочих в хлопковой обуви "таби" на плоском ходу. И я подумал — ОК, почему бы мне не сделать такие же, но на высоком каблуке? Так и родилась идея». Иными словами, Маржела не изобрел свои Tabi — скорее «подсмотрел». Но, справедливости ради, все остальные свои самые знаковые вещи он тоже не придумал с нуля. Его талант состоял в другом — он как никто другой умел брать уже существующую идею, «препарировать» ее с дотошностью настоящего хирурга, перемешивать элементы на свое усмотрение и выдавать в новом виде — свежем, современном и отражающем принципиально новую идею. Так случилось и с «таби» — из простой обуви японских рабочих и крестьян он превратил их в настоящий объект желания и поклонения, вокруг которого возник целый культ. По сути дела, он взял характерную форму носка с отделенным большим пальцем, выполнил ее в мягкой телячьей коже и поставил на устойчивый круглый каблук.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Публика впервые увидела их на дебютном показе Maison Martin Margiela весна-лето 1989. Дизайнер хотел, чтобы его ноу-хау заметили — и выкрасил подошвы ботильонов красной краской, чтобы модели, идя по белому полотну на подиуме, оставляли свои следы. Для следующей коллекции из этого полотна с отпечатками подошв он сделал жилет, который открывал показ. Можно подумать, что у Маржелы был целый план, как сделать Tabi культовыми — но они стали таковыми скорее по стечению обстоятельств. Мартин стал повторять их в каждой коллекции — но не потому что был так уверен в своей идее. Просто у начинающего дизайнера не было денег, чтобы заказать новую партию обуви — и тогда он стал выкрашивать ботильоны из первой коллекции краской для стен. «После нескольких коллекций люди стали интересоваться Tabi. И они хотели еще», — вспоминает он.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда бюджет на новую обувь все-таки появился, Маржела сам не захотел отказываться от старой формы — но пустился в эксперименты с ней. Он выкрашивал Tabi в разные цвета, делал из кожи, замши, сатина, денима, глиттера и пайеток, с прозрачным каблуком из плексиглаза, на шпильке, на танкетке и на плоском ходу. Самой экстремальной версией стала просто раздвоенная подошва с каблуком — она продавалась с рулоном прозрачного скотча, которым ее полагалось приматывать к стопе. После ухода Мартина из моды в 2009-м, ту же линию продолжила анонимная команда его Дома — а с 2014-го ее подхватил Джон Гальяно, ставший новым креативным директором. Для последней весенне-летней коллекции Maison Margiela он создал Tabi в виде прозрачных пластиковых оксфордов — уже совсем другой формы, но по-прежнему с раздвоенным мысом, который многие успели прозвать «копытцем».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В январе очередное прочтение своей культовой пары обуви Maison Margiela выпустили совместно с Reebok — белые и черные кроссовки Tabi моментально стали настоящим хитом и даже готовятся к перевыпуску из-за огромного спроса. Но самый трогательный оммаж вышел у дизайнеров «младшей» линии Дома, MM6 Maison Margiela. Они сделали миниатюрные металлические подвески на цепочке в форме Tabi — теперь носить свою любимую обувь можно прямо у сердца, почти как настоящий религиозный символ. И нам кажется, что это вполне подходящее место для обуви, которая действительно оставила свой след в истории моды — и буквально, и фигурально.