Мерч — это новый люкс: почему футболки и худи с логотипами так популярны

И о чем это говорит
Sporty&Rich
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мерч — это новый люкс», — громогласно заявляют исследователи модного ритейла. «С чего бы вдруг?», — спросите вы. Все просто: дизайнеры и главы больших конгломератов ищут новые сферы влияния и выход на все новых и новых покупателей, не все из которых в состоянии позволить себе сумку за 10 000 долларов. И переход в смежные категории — один из способов добиться этих целей. Рассказываем, как это происходит — и что значит для всей индустрии в целом.

В самом конце года индустрию встряхнула неожиданная новость: в моду после 5-летнего перерыва возвращается Гоша Рубчинский. И не просто так, а в сотрудничестве с Канье Уэстом. Гоша стал главным дизайнером Yeezy, а первым результатом его работы стала обложка нового альбома Канье Vultures и тематический мерч к нему. По правде говоря, есть ощущение, что вокруг мерча эта история и замкнется: Канье все-таки по-прежнему в первую очередь музыкант, которому нужно продавать своим фанатам брендированные вещи. Да и его бренд нередко обвиняли в том, что он выпускает в основном худи и футболки по заобланым ценам. Впрочем, чудесный мир мерча открыли для себя не только Йе и Рубчинский.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Yeezy
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обычно при упоминании слова «мерч» мы вспоминаем либо футболки с логотипами и обложками альбомов рок-групп, либо корпоративную одежду сетей продуктовых магазинов и ресторанов фастфуда. И то, и другое принято считать чем-то забавным и нелепым — и с понятием «роскошь» это ничего общего, вроде как, не имеет. Еще лет 5-10 назад фраза «мерч — это новый люкс» вызвала бы у любого фэшн-инсайдера приступ неконтролируемого гомерического хохота, но сегодня у нас есть все основания заявить, что она не так уж далека от реальности, а брендированные худи, футболки и треники — это новые it-bags. Посудите сами. Ассортимент подавляющего большинства люксовых брендов сегодня полнится многочисленными худи, футболками, спортивными брюками и мелкими аксессуарами с логотипами и другой узнаваемой символикой бренда. Одним из пионеров этого движения стал Демна Гвасалия. Еще в Vetements он делал много «мерчовых» вещей вроде тех жу худи. Все же помнят культовое со сценой из «Титаника», которое с подачи Лоу Роуча надела Селин Дион? Ставка сработала. Простые в производстве, относительно недорогие и при этом стопроцентно узнаваемые вещи разлетались, как горячие пирожки.

брендированные худи, футболки и треники — это новые it-bags

Во многом именно благодаря умению штамповать вот такие простые коммерческие хиты Демну и взяли в Balenciaga, где он продолжает исповедовать тот же подход. С первой же коллекции он начал тиражировать отработанные в Vetements тактики. В итоге бутики Balenciaga заполонили все те же худи, футболки, брюки и шорты из футера, кроссовки и даже сувениры вроде брелоков и — внимание — юбки-полотенца. Правда, с каждым сезоном они становились все дороже. Сегодня «сувенирку» Balenciaga не назовешь бюджетной даже с натяжкой. Но она все еще доступна тем, кто уже покупает люкс, но еще не может позволить себе кутюрное платье. Но для многих брендов подобный мерч — это все еще заходная категория товаров и способ привлечь так называемых aspirational shoppers. То есть тех, кто пока не может позволить себе основную линейку марки, но хочет быть частью ее комьюнити.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
BALENCIAGA PRE-FALL 2024
BALENCIAGA PRE-FALL 2024
Архивы пресс-службы

Собственно, на идее сообщества и построена вся эта история. Мерч всегда был неким способом обозначить свою принадлежность к той или иной общности, будь то фан-клуб рок-группы или коллектив крупной компании, которая дарит своим сотрудникам брендированные футболки. Сегодня крупные бренды активно выходят за рамки одной лишь моды. Они становятся такими же объектами причудливого карго-культа, как рок-звезды или транснациональные компании. Взять хотя бы тот же Louis Vuitton, который открыто заявляет о своей цели стать «не модным брендом, а культурным» — и нанимает для этого Фаррелла Уильямса на позицию креативного директора. Сегодня бренд — это уже не просто производитель одежды, а самостоятельный поп-культурный феномен. И если уж музыканты выпускают собственный мерч, то почему тогда бренды не могут? В конце концов, желание состоять в комьюнити Канье Уэста и комьюнити Balenciaga имеют одинаковую природу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На этом фоне родились даже целые бренды, которые изначально сделали ставку на идею сообщества и решили не выходить за рамки мерча. Например, Sporty&Rich. Марка экс-журналиста Эмили Оберг не может похвастаться сложным дизайном или вдумчивой работой с культурными референсами. Но зачем, если ее и без того обожают сотни тысяч по всему миру? Футболки и спортивные костюмы с логотипами давно стали униформой модных работающих девушек от Москвы до Лос-Анджелеса. Покупая условное худи, ты как бы покупаешь этот образ жизни, сигнализируешь окружающим, что ты «свой». Этот концепт бренда-сообщества докручивается с помощью тематических мероприятий и многочисленных коллабораций с ритейлерами, включая московский Peak.

Покупая условное худи, ты как бы покупаешь этот образ жизни, сигнализируешь окружающим, что ты «свой».

Что эта одержимость мерчом значит для всей индустрии? Пожалуй, то, что больших прорывов в дизайне и поиска новых смыслов нам можно в ближайшее время не ждать. Пока одна половина брендов выпускает худи с логотипами, а вторая эксплуатирует не слишком замысловатую эстетику «тихой роскоши», ничего не располагает к творческому поиску. А без него не случается и новых свежих идей. Которые, если честно. нам всем не помешали бы.