От смокингов — к «треникам»: как мода полюбила спорт и причем тут Габриэль Шанель

Гораздо раньше, чем мы привыкли думать
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня спортивная одежда от больших модных брендов — обычное дело. Очередной дроп дизайнерских кроссовок никого не удивляет, а подиумы который год штурмуют удобные джоггеры и безразмерные худи. Кроссовки даже на время потеснили сумки в статусе главных объектов желания всех фэшиониста — за Balenciaga Triple S и Prada Cloudbust еще совсем недавно покупатели были готовы стоять в очередях, как когда-то за сумками Hermès Birkin. Легко подумать, что так было всегда — настолько мы уже «срослись» со всеми этими спортивными костюмами и сникерами. Но на самом деле бренды начали аккуратно ступать на эту территорию лишь в 90-х. В 1997-м году Prada выпустили ставшие культовыми кроссовки America's Cup — и стали пионерами в этом направлении. До этого на подобный шаг никто не отваживался. Да что там — Карлу Лагерфельду даже принадлежит знаменитая фраза о том, что «треники» на человеке обычно говорят о том, что он потерял контроль над своей жизнью. Так как и почему мода вдруг сменила курс со смокингов и вечерних платьев на джоггеры и свитшоты?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На самом деле этот процесс занял гораздо больше времени, чем мы привыкли думать. Можно сказать, что это была не революция, а эволюция — плавный, постепенный процесс. Легко поверить в то, что Миучча Прада пришла и одним своим решением «легализовала» дизайнерские сникеры — но мы же понимаем, что это так не работает. Первыми заимствовать элементы спортивной одежды начали еще Габриэль Шанель и Жан Пату в 20-х. Пату даже создавал форму для знаменитых теннисисток того времени — совсем как сейчас это делает какой-нибудь Вирджил Абло. И все же это были в большей степени аллюзии и намеки — без прямых цитат. Дизайнеры могли заимствовать формы или ткани, но никогда не уходили в прямое копирование тех или иных вещей. Надо понимать, что речь шла исключительно о функциональности и удобстве спортивной одежды. И никогда — о самой ее эстетике. Этим и отличаются ранние попытки внедрить спорт в моду от современного athleisure — стиля на стыке спортивной и домашней одежды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 80-х случился бум фитнеса — спортзалы начали появляться, как грибы после дождя, а кассеты с записями упражнений Джейн Фонды были буквально в каждом доме. Рынок спортивной одежды, разумеется, тоже вырос — а носить ее стало можно не только на групповые тренировки. И уж если всегда безупречная принцесса Диана не боялась выйти из дома в велосипедках и свитшоте, то и простые смертные получили на это полное право. Тогда же и начал появляться стиль athleisure в его современном понимании — как использование элементов спорта в чисто эстетических целях. Правда, тогда работать в этом направлении не боялись в основном более демократичные американские марки вроде Calvin Klein и Tommy Hilfiger. И вот здесь мы возвращаемся к Prada, с которых и начали. Они действительно оказались первым большим брендом, который решился на внедрение в свой ассортимент спортивной одежды. Более того — в 1998-м году они запустили полноценную линейку Prada Sport, позже переименованную в Linea Rossa. Там появились и первые дизайнерские кроссовки, и знаменитый нейлон, и бомберы с джоггерами — не для «качалки», а на каждый день.

Ну а в нулевых и 2010-х тенденция пошла на взлет — и достигла своего пика в последние несколько лет. И недавний глобальный локдаун ее, конечно же, только закрепил — долгие месяцы нам пришлось провести дома в свитшотах и джоггерах. Так что пока она никуда не денется — но вполне может принять какие-то новые формы. В конце концов, бесконечным конвейером хайповых кроссовок мы уже пресытились — а модная публика ведь всегда находится в поисках чего-то свежего. Так что будем ждать новых идей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фото: IMAXTREE / Getty Images