Почему дизайнеров не отпускает мода 90-х

Они вернулись? Нет, они никуда не уходили
CALVIN KLEIN весна-лето 2000
CALVIN KLEIN весна-лето 2000
THOMAS IANNACCONE/WWD/PENSKE MEDIA/GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жонглирование декадами XX века — все еще главный способ формировать тренды. Дизайнеры беспрестанно обращаются в поисках вдохновения то к женственности 50-х, то к футуризму 60-х, то к power dressing 80-х. Но одна эпоха бьет все рекорды популярности. Речь о 90-х. Отсылки к последнему десятилетию прошлого века уже настолько прописались в коллекциях почти всех брендов, что давно не воспринимаются как тренд. Это уже некая фэшн-константа, которая попросту не выходит из моды. Странно в очередной раз говорить, что 90-е вернулись, если на самом деле они никуда и не уходили. Но почему именно они так долго не отпускают всю индустрию? Что делает их такими притягательными для дизайнеров и стиоистов? Вот несколько причин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Практичность

Девяностые — едва ли не первая модная эра, когда во главу угла была поставлена практичность. Этому способствовал бум моды на минимализм и гранж. Нарочито роскошная мода 80-х, эры кричащего гламура, сменилась куда более расслабленным настроением. У потребителей моды появилась свобода выбирать то, что соответствует их образу жизни и не сковывает их в жесткие рамки. В одежде появилось больше динамики и легкой небрежности. Посадка вещей стала куда более расслабленной. И это отлично соответствует настроению наших дней, когда комфорт и практичность ценятся выше эффектного визуала. В этом смысле мода 90-х нам куда ближе и понятнее условного стиля 50-х. И этим грех не воспользоваться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кейт Мосс, 1994 год
Кейт Мосс, 1994 год
Jim Smeal/Ron Galella Collection/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свобода

Девяностые были временем стилистической вседозволенности. Жесткие правила, царившие в предыдущие десятилетия, больше не работали. «Сломались» и правила сочетания вещей между собой, и нормы дресс-кода, и требования уместности той или иной одежды в разных ситуациях. Сейчас в это трудно поверить, но еще в 70-е женщину в брюках могли не пустить в дорогой ресторан, где заявлен дресс-код black tie. В 90-е такой снобизм был решительно невозможен — это вдруг стало очень старомодно. В начале десятилетия случилась настоящая революция — появился стиль гранж. Он окончательно разрушил все старые правила. Стало можно (и модно) носить платья в цветочек с ботинками, балетные пачки — с кожаными косухами, а трикотаж с барахолки — с дизайнерскими джинсами. Жан-Поль Готье, Марк Джейкобс и Джон Гальяно сочетали несочетаемое, смешивая в своих коллекциях стили и эпохи, заигрывая со стереотипами и разрушая их. Эта тотальная свобода — то, к чему мы стремимся и сегодня. Она очень созвучна нашей эпохе. И, как следствие, остается с нами по сей день как ориентир и эталон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Хлои Севиньи, 1998 год
Хлои Севиньи, 1998 год
GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разнообразие

До 90-х каждое десятилетие определялось каким-то одним доминирующим стилем. 20-е и 30-е — это «флэппер» с платьями свободного кроя с низкой талией. 40-е — строгий гламур, острые плечи и сдержанные цвета. 50-е — безудержная женственность диоровского New Look, силуэт «песочные часы». 60-е — «космическая эпоха», футуризм. 70-е — диско и хиппи. 80-е — высокий гламур Джанни Версаче и строгий power dressing Джорджо Армани. А 90-е были всем и сразу. В них смешались безудержная театральность Джона Гальяно и Тьерри Мюглера, хулиганская ирония Жан-Поля Готье, аскетичность Жиль Сандер, мрачная готика Анн Демюлемейстер и Александра Маккуина, гранж Марка Джейкобса, деконструкция Мартина Маржелы. Такой разнообразной мода была никогда. Стало можно все: ностальгировать по прошлому и смотреть в будущее, сочетать несочетаемое и выдерживать строгую целостность стиля, шокировать и успокаивать. Отныне можно было выбирать себе стиль по вкусу — и это интриговало и завораживало. В наше время, когда тренды сменяют друг друга молниеносно, а «эстетики» и «коры» появляются ежесекундно, странно было бы не обратиться ко всему этому разнообразию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кристин Дэвис, 1996 год
Кристин Дэвис, 1996 год
VINNIE ZUFFANTE/GETTY IMAGES

Новаторство

90-е были еще и богаты на новые идеи. Если сегодня мы скорее перевариваем и компилируем идеи предшественников, то дизайнеры 90-х не боялись экспериментировать и пытаться придумать что-то свое. Возможно, именно поэтому за те десять лет появилось так много коллекций, которые в итоге вошли в историю моды. Появились одновременно минимализм, гранж и деконструктивизм — совершенно новые направления, определившие облик эпохи. Громко заявили о себе бельгийские и японские дизайнеры, бывшие до этого на модной периферии. Одна за другой зажигались совсем новые звезды. Пожалуй, 90-е были временем последних модных революций — и именно за это мы их ценим. Сегодня, когда в моде настоящий кризис идей, а дизайн бесстыдно заменяется маркетингом и сторителлингом, приходится без конца обращаться к находкам конца прошлого века, которые не теряют актуальности.