РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дачные архивы: от Майи Плисецкой до героев фильма «Москва слезам не верит»

Советский дачный феномен
Тэги:
Майя Плисецкая на своей даче в Подмосковье, 1962
Майя Плисецкая на своей даче в Подмосковье, 1962, @SOVIETVISUALS
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наличие загородного дома всегда было серьезным преимуществом. В постковидное время — особенно. Помните, как мы все завидовали владельцам дач в период полного локдауна, когда у них была возможность сбежать из четырех стен собственной квартиры? Впрочем, именно в нашей стране всегда было особенное отношение к загородному отдыху — а полного синонима слову «дача» так и не появилось ни в одном языке мира. Чтобы описать это явление иностранцам, зачастую даже приходится использовать это слово в транскрипции — dacha. Мы решили предаться приятной ностальгии — и собрали архивные снимки советских звезд и кадры из фильмов того времени, посвященных дачному отдыху.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Сердца четырех», 1941
Кадр из фильма «Сердца четырех», 1941
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все началось еще в советское время. Первые дачи в СССР появились в 30-х — причем выглядели они обычно очень скромно (буквально небольшие дощатые домики), а земельные участки под них и вовсе не выделялись, из-за чего дома стояли буквально друг на друге. Но советские граждане были рады и этому — тем более что получить такую дачу можно было либо за символическую сумму, либо вовсе бесплатно. Именно такую дачу можно увидеть в фильме 1941 года «Сердца четырех», где одной из героинь предоставили домик в пользование на лето, как доценту МГУ (тоже распространенная практика в то время). 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Та же дача 20 лет спустя
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вера Алентова и Ирина Муравьева в фильме «Москва слезам не верит», 1979, LEGION-MEDIA

А вот уже в хрущевский период появились дачные участки — те самые «шесть соток», которые уже давно стали устоявшимся выражением для описания загородной недвижимости. Собственно, поначалу только сами участки и давали (зато по-прежнему бесплатно) — а дом приходилось строить самостоятельно, зачастую не один год. Яркий пример такой дачи — во всеми любимой картине «Москва слезам не верит». Там же можно наглядно проследить эволюцию этого участка — когда герои возвращаются на него 20 лет спустя, он выглядит уже куда более обжитым. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 70-е дачи стали покупать — а копить обычно приходилось всей семьей. Весь этот процесс показан в фильме Константина Воинова «Дача». Спойлер: его герои накопленные деньги ухитрились потерять, но, к счастью, финал у этой истории счастливый. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Людмила Гурченко в фильме «Дача», 1974
Людмила Гурченко в фильме «Дача», 1974
Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", 1975
Кадр из фильма "Джентльмены удачи", 1971
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кому-то везло больше. Советской элите (писателям, ученым, работникам культуры) доставались совсем другие дачи — большие, красивые, зачастую двухэтажные, похожие на дома за границей. Такую профессорскую дачу можно увидеть в фильме «Джентльмены удачи» — правда, не летом, а зимой, когда туда попали незадачливые герои картины. Сегодня мы живем в совсем другой стране — любая недвижимость беспрепятственно покупается, обладателем вожделенного загородного участка может стать любой. Но советское кино и архивные снимки все еще хранят для нас культуру того дачного отдыха, который был таким романтичным — и мы всегда можем обратиться к этим «капсулам времени» за вдохновением и хорошим настроением. Например, собираясь на собственную дачу.

Загрузка статьи...