РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оксана Бондаренко — о том, как поменять стиль в 50, обзавестись миллионом подписчиков и удержать бизнес на плаву

Основательница холдинга и бренда «Ли-Лу» отмечает больше четверти века в русской fashion-индустриии
БЛУЗКА И ЮБКА, Patrizia Pepe; САПОГИ, Isabel Marant; КОЛГОТКИ, Falke; ЧАСЫ CHRONOMAT 32, Breitling (СТАЛЬ); БРАСЛЕТЫ – СОБСТВЕННОСТЬ ОКСАНЫ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Твоему бизнесу 28 лет – мне кажется, по российским меркам это как 150. Что помогло тебе не только устоять во время бесконечных кризисов, но и продолжать расти и развиваться, несмотря ни на что? Трудолюбие? Классная команда? Удача?

Я думаю, в первую очередь мой собственный интерес, который никуда не делся. Если спустя все эти годы глаз горит, все еще хочется смотреть новые коллекции, встречаться и разговаривать с новыми людьми, то и остальное подтягивается. И потом, в моде столько всего сейчас происходит: бодрые молодые бренды, высокотехнологичные ткани, стремительная диджитализация. Все это страшно увлекательно, и я постоянно узнаю что-то новое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Расскажи про свои самые-самые недавние открытия.

Главной инновацией, которая поменяла правила игры за последние несколько лет, стала возможность успешно торговать через инстаграм. Не надо ничего строить или арендовать, не надо делать за адские деньги сайт. Твой аккаунт – твой рупор, при помощи которого ты доносишь до людей все что хочешь, и они отлично на это реагируют; негатив можно отфильтровать, на любые вопросы ответить, все очень удобно – и, я думаю, он будет развиваться дальше. Например, появятся какие-нибудь сенсорные механизмы и даже не нужно будет запрос писать: подумал, захотел – и тут же оно твое. А второе мое личное открытие – нынешняя молодежь, дизайнеры нового поколения. У них совершенно другое отношение к моде. Она для них не про ткани и крой, а про ощущение: они стараются передать позитивный настрой, свой вайб. И даже если коллекция получается не очень коммерческой – а я такое часто вижу, – все равно хочется ею заниматься, продвигать, вкладывать в нее силы. Мне кажется, это принципиально важный сдвиг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ты хочешь сказать, что формируется совершенно другая эмоциональная привязанность к вещам?

Да, потому что каждая из них – воплощение создателя, даже если он руками ничего не делал, а только какой-то диджитал-макет придумал.

ЖАКЕТ, Balmain; РУБАШКА,Off- White; БРЮКИ, Maje; ТУФЛИ, Jimmy Choo; СЕРЬГИ, Chloé; ОЧКИ, Tom Ford; ЧАСЫ CHRONOMAT 32, Breitling (СТАЛЬ)

Мы посвятили этот номер соблазну в самом широком смысле слова – и в том числе механизмам, заставляющим нас страстно желать чего-то. Как они функционируют у тебя?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После пандемии слабее, чем до: я стала спокойнее ко всему относиться. Но у каждого это работает по-разному: мне вот только что звонила подруга, живущая в Милане, и просила купить серебряный топ Prada, который не смогла у себя найти. Я ей говорю: «Здесь, в Москве, дороже». А она в ответ: «Не важно, я его прямо так хочу – не могу». Так что, мне кажется, всегда останутся вещи, за которые ты готов заплатить любые деньги, обменять все что угодно. Я, конечно, сейчас про материальные вещи говорю, не про любовь или дружбу...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А стадному чувству ты поддаешься? Покупаешь, потому что «у всех есть»?

Нет, мне не очень нравится быть в этом клубе. Я лучше «переживу глазами», посмотрю, как другие носят, и хватит. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мне кажется, у тебя за последние пару лет сильно поменялся личный стиль. И у меня есть версия, что это заслуга Алины (Цыгановой,  дочери Оксаны. – Прим. HB).

Да, она сильно влияет. И она, и ее брат Никита хотят, чтобы я была молодая и модная, и многое для этого делают. Сначала я их слушалась, а дальше и сама как-то внутренне стала перестраиваться. И потом, когда ты блогер-миллионник, надо же соответствовать. (Смеется.)

«В нашем бизнесе надо уметь находить общий язык, а если ты на всех смотришь сверху вниз, это невозможно».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Расскажи, как это произошло, какая у тебя была мотивация?

Да, честно говоря, абсолютно случайно. Я сидела во время карантина на Сен-Барте, дел было не так много.
И моя подруга Яна Рудковская предложила мне поучаствовать в гиве (giveaway – метод продвижения, при котором популярный блогер дарит подарки за подписку на другого блогера. – Прим. HB). Я такого никогда не делала и инстаграм у меня был маленький, а тут согласилась – и ко мне на страничку пришло сразу много людей. И все активные, стали комментировать, мне пришлось как-то реагировать... Выяснилось, что вот такая живая аудитория – это классная мотивация. А тут еще появился Герман Ларкин (фотограф. – Прим. HB), который сказал: «Давай тебе снимем классный street style, омолодим, сделаем совсем другой». И оказалось, что такой я себе больше нравлюсь. Короче говоря, затянуло меня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ты ведь сейчас еще очень погружена в тему современного искусства. Как выбираешь, что покупать?

Никакого специального консультанта у меня нет, если ты об этом. Есть Алина, у которой масса друзей-художников – от Аполлинарии Брошь до Вики Кошелевой – и которая мне многих открыла. И есть личный вкус, мой и Владимира (Цыганова, мужа Оксаны. – Прим. HB). Пока мы собираем не самых дорогих, но перспективных: в нашей коллекции уже есть работы, которые выросли в цене в пять-шесть, а то и в десять раз. Но все равно никогда не покупаем, потому что «нужно», только если вещи нравятся.

ПАЛЬТО, Off-White; ВОДОЛАЗКА, Ice Play; ЛЕГИНСЫ, Falke; ТУФЛИ, Prada
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А о каком-нибудь проекте на стыке моды и искусства ты не думала?

Как раз сейчас этим и занимаемся. Возможно, уже в следующем году запустим, но пока рассказывать не хочу, просто пообещаю: будет интересно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда мы делали прошлое интервью, бренд Алины Subterranei только приобретал очертания. А сейчас ты как бизнесмен можешь оценить его перспективы? И вмешиваешься ли ты в его развитие?

Она все время бьет меня за это по рукам. У нас была договоренность, что пока она учится, я помогаю. Но как только получит диплом, управление переходит к ней. И вот коллекция весна-лето 2022 – это полностью продукт ее команды. Алина сделала коллаборацию с Йоханном Буше- Пийоном (французский фотограф, художник и арт-директор. – Прим.HB), сама нашла шоурум в Милане, который захотел ею заниматься, и, похоже, начинает четко видеть, куда она будет двигаться. Мы же приняли взвешенное бизнес-решение инвестировать в ее бренд, а еще пригласили финансового директора, который считает деньги и говорит: «Ты можешь позволить себе все что угодно, но в этих рамках». Чтобы она такие слова слышала не от «жадной мамы», а от профессионала. И, я думаю, приблизительно через год Алина станет абсолютно сформировавшимся дизайнером, перед ней можно будет поставить задачу и получить отличную коллекцию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как думаешь, чего не хватает российской модной индустрии?

Мне кажется, не хватает масштаба, более широкого взгляда и образа мыслей. Я почти не вижу у нас дизайнеров, которые могут работать на мировом рынке, делать конкурентный и востребованный продукт. Исключения – WOS by Andrey Artyomov и, возможно, Вика Газинская. Но все может измениться, когда придут такие, как Алина: молодые, получившие хорошее образование за границей, разговаривающие с индустрией на одном языке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ты веришь в то, что все продажи одежды и аксессуаров рано или поздно уйдут в онлайн? Или у офлайн-торговли все-таки есть будущее?

Если судить по тому, как взлетели цифры сразу после постпандемийного открытия бутиков, хоронить «аналоговый» ретейл еще рано. Многим клиентам надо почувствовать и потрогать, и этого не изменить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ПАЛЬТО, Off-White; ВОДОЛАЗКА, Ice Play; ЛЕГИНСЫ, Falke; ТУФЛИ, Prada

Что в характере и поведении сотрудников для тебя неприемлемо?

Непорядочность – первое и основное. А еще, даже не знаю, как лучше объяснить, сильно завышенная самооценка. В нашем бизнесе надо уметь находить общий язык с людьми, а если ты на всех смотришь сверху вниз, это невозможно.

Я знаю, что многие из тех, с кем ты работаешь – представители брендов, владельцы шоу- румов, – стали твоими близкими друзьями.

Да, и остаются ими многие годы. Все мы человеки, и коммуникация – важная часть любой нашей деятельности. В том числе и бизнеса: ты регулярно встречаешься с людьми, заводишь с ними разговоры о детях, родственниках, бедах и радостях. Между вами выстраиваются связи на другом уровне и углубляются по мере того, как идет время. А есть те, с кем сразу все не складывается, – и тогда общение сходит на нет.

И, чтобы поставить красивую точку: где ты видишь себя и свою компанию через десять лет? О чем мечтаешь?

Я хочу, чтобы у Алины все получилось. Для меня важно, чтобы она добилась большего, чем я, и не просто хорошо продавала чужие бренды, а делала что-то совершенно свое. Верю, что русский рынок будет интересен многим, и я как авторитетный специалист и консультант буду помогать выходить на него. Таким я вижу успешный итог своей карьеры.

Фото: МАРИЯ МИХЕЕВА
Стиль: ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАНОВА

МАКИЯЖ И ПРИЧЕСКА: ПОЛИНА НАГОРНЫХ; АССИСТЕНТ СТИЛИСТА КСЕНИЯ САРБУЧЕВА; АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА ДМИТРИЙ НАЗАРОВ@ BOLDMOSCOW; ПРОДЮСЕР КСЕНИЯ СТЕПИНА; АССИСТЕНТ ПРОДЮСЕРА АИДА НАИМИ.

Загрузка статьи...