Ива — незаслуженно забытая легенда модной фотографии и наставница Хельмута Ньютона

Женщина, изменившая фэшн-фотографию
Девушка с газетой, ок. 1932 года
Девушка с газетой, ок. 1932 года
YVA: PHOTOGRAPHIES 1925-1938 / DAS VERBORGENE MUSEUM
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В истории фэшн-фотографии есть немало несправедливо забытых имен. Одно из них — Эльза Эрнестина Нойлендер, более известная как Ива. Отголоски ее новаторского стиля до сих пор можно найти в снимках Эллен фон Унверт, а Хельмут Ньютон и вовсе был ее учеником. Но судьба распорядилась так, что большая часть ее архива была утеряна, а сама Ива трагически погибла в концлагере. Пришло время рассказать ее историю.

Эльза Эрнестина Нойлендер была младшей дочерью в еврейской семье. Когда ее отец умер, девочке было всего 12 лет. Все заботы по обеспечению семьи была вынуждена взять на себя мать Эльзы, которая работала модисткой. Будущий фотограф любила наблюдать, как ее мама создает замысловатые шляпки для состоятельных дам. Именно тогда она и заинтересовалась модой, но в итоге нашла себя в ней совсем в другом качестве. Отучившись на курсах фотографии, Эльза начала снимать каталоги для ателье по пошиву одежды, которым владел ее брат. Но ее амбиции этим не ограничивались.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Автопортрет, ок. 1927 года
Автопортрет, ок. 1927 года
Yva: Photographies 1925-1938 / Das Verborgene Museum
Морская звезда (Клэр Баурофф), ок. 1929 года
Морская звезда (Клэр Баурофф), ок. 1929 года
Yva: Photographies 1925-1938 / Das Verborgene Museum
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Взяв творческий псевдоним Ива (без обязательной в то время приставки «фрау»), она открыла собственную фотостудию в Берлине и начала активно экспериментировать. Определить жанр фотографий Ивы сложно: она снимала на стыке моды, современного искусства и даже репортажной съемки. Одной из первых начала заниматься фотомонтажом, накладывая друг на друга разные пленки для создания необычного, потустороннего визуального эффекта. Ее работы были очень модернистскими по духу, хотя сама фотограф не причисляла себя ни к одному из крупных художественных движений того времени. А еще она стала рупором женской эмансипации, первой из первых сломав устоявшуюся иерархию, где мужчина непременно был художником, а женщина — лишь его безвольной моделью, не принимающей никаких решений. Ива не только сама взяла в руки камеру, но и стала снимать женщин иначе. На ее снимках появились сильные, эмансипированные героини, которые говорили со зрителем на равных и играли по своим правилам. Также она снимала много обнаженной натуры и часто стремилась сделать женскую внешность более андрогинной, стирая различия между полами, что тоже было революционно для Германии 20-х.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ива фотографирует скульптора Гуго Ледерера в его мастерской, около 1930 года
Ива фотографирует скульптора Гуго Ледерера в его мастерской, около 1930 года
GETTY IMAGES
Модель в шелковых чулках из немецкого журнала Uhu, 1929 год
Модель в шелковых чулках из немецкого журнала Uhu, 1929 год
Yva / GETTY IMAGES
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один из самых плодотворных в ее творчестве стал период романа с художником Хайнцем Хайек-Хальке. Вместе они создали серию произведений на стыке живописи и фотографии. Но не поделили влияние и авторские права. После распада этого творческого союза, Ива продолжила снимать для ведущих модных и женских журналов того времени. Она одной из первых выступила в жанре фото-эссе, заключив контракт на 27 таких историй с журналом Uhu. Каждая из этих съемок была своего рода фото-комиксом, рассказывающим законченную историю. Но в итоге вышло лишь 20 таких эссе: журнал пришлось закрыть из-за прихода к власти нацистов.

Yva: Photographies 1925-1938 / Das Verborgene Museum
Yva: Photographies 1925-1938 / Das Verborgene Museum
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

30-е Ива встречала в статусе самого известного фотографа не только Германии, но и всей Европы. Она уже вовсю проводила персональные выставки. Ее приглашали на работу Life и Vogue, но она не желала покидать родную Германию. Не отрезвили ее даже приход к власти Гитлера и кампания по ограничению прав евреев. Ива продолжила снимать и даже переехала в более просторную фотостудию. На тот момент у нее трудилось уже 10 ассистентов, включая 16-летнего Хельмута Нойштадтера, который впоследствии станет культовым фэшн-фотографом Хельмутом Ньютоном. Родные уговаривали ее эмигрировать, но гордая и упертая Эльза в очередной раз отказалась. Отговаривал ее от эмиграции и супруг Альфред Симон, который стал ее менеджером. Он верил, что все наладится. Но все постепенно становилось хуже. В 1936-м Ива была вынуждена передать все дела своей подруге Шарлотте Вайднер, поскольку на тот момент уже вступил в силу запрет на работу для евреев. Постепеннь они с Альфредом все-таки пришли к выводу о необходимости эмиграции. Но было уже поздно. Евреям закрыли выезд из страны. Супруги были пойманы гестапо при попытке бежать через порт Гамбурга. Там же были перехвачены коробки с пленкой, которые были уничтожены. Ива и Альфред отправились в концлагерь, где были убиты. Несмотря на стремление нацистов стереть память об Иве, ее новаторские работы навсегда остались в истории фотографии. И даже сотню лет спустя многие из них выглядят удивительно современно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр для немецкого журнала Berliner Illustrirte Zeitung,1933 год
Кадр для немецкого журнала Berliner Illustrirte Zeitung,1933 год
Yva / GETTY IMAGES
Немецкая актриса Сибилла Шмиц, 1934 год
Немецкая актриса Сибилла Шмиц, 1934 год
Yva / GETTY IMAGES