Куклы за тысячи долларов: кто такие Блайз и почему за ними охотятся коллекционеры

Кукла Блайз появилась на американском рынке полвека назад, но стала популярной лишь спустя много лет
КУКЛА РАБОТЫ @CATMO_DOLL
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда Блайз появилась на свет в далеком 1972 году, ее задумывали как модную куклу с коллекцией нарядов в актуальном стиле бохо. Детей сразу отпугнул внешний вид игрушки – непропорционально большая голова на субтильном тельце не шла ни в какое сравнение с идеальной улыбчивой Барби. Блайз быстро исчезла с прилавков. Несколько раз ее «перезапускали», но безуспешно. По-настоящему она вернулась спустя 30 лет – и вот тогда уже стала объектом вожделения. Правда, не детей, а взрослых. Американский телепродюсер Джина Гаран, которая в то время училась фотографии, решила сделать куклу своей моделью. Кадры разлетелись по всему свету, и вскоре японская компания Takara наладила перевыпуск Блайз. Нашлись и те, для кого игрушка стала «базой» для экспериментов: можно корректировать форму лица, придумывать необычный макияж, делать волосы из мохера и альпаки и менять тело на шарнирное. Известный кастомайзер Блайз из Китая Ама Вонг (@eat_zongzi) рассказывает, что, как только увидела измененную версию, загорелась желанием купить ее для дочери, но цена была слишком велика. Взяв в руки нож и провозившись две недели, Вонг сделала свою первую OOAK-куклу (аббревиатура словосочетания One of a kind – «единственная в своем роде»). И, по словам женщины, дочь до сих пор считает это лучшим подарком в жизни.

ЦЕНЫ НА БЛАЙЗ ВЗЛЕТАЮТ ДО 10 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ, НО ЭТО НИКОГО НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТ. А ГЛАВНОЕ – НЕ ВЫЗЫВАЕТ ВОПРОСОВ.

КУКЛА РАБОТЫ @VAINILLADOLLY
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
КУКЛА РАБОТЫ @CATMO_DOLL


Сегодня у самых известных «настройщиков» Блайз за плечами художественное образование, а стоимость кастомизированной куклы порой доходит до 10 тысяч долларов. Впрочем, достойную работу можно найти и в пределах тысячи. Главное – не наткнуться на подделку. После того как Блайз завоевали популярность в Китае, монстр фейка AliExpress буквально взорвался от количества низкокачественных клонов. Такие куклы стоят в разы дешевле, и попробовать сделать из них свой OOAK может любой желающий. Однако коллекционной ценности они не представляют: по-настоящему уникальные экземпляры нужно отлавливать у признанных мастеров. Например, испанских @vainilladolly и @suedolls, китайcких @Catmo_doll, @__ranran__,
@mr.yuan__ и @wanwan_dolls, а также финки @tiinavanhatupa, живущей в Норвегии. Их кукол не найти ни в одном большом магазине – они продаются на сайтах авторов и на закрытых аукционах в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), во время которых ставки принимаются в частном порядке и финальная – самая высокая – публично не озвучивается. Цены взлетают до упомянутых 10 тысяч долларов, но это никого не останавливает. А главное – не вызывает вопросов. Опытные коллекционеры знают, что на стоимость влияет, во-первых, известность создателя, а во-вторых, ограниченность производства – когда спрос превышает предложение, у продавца появляется карт-бланш. Наконец, в-третьих, дорогой может оказаться сама оригинальная кукла, взятая за основу, – среди выпусков бывают малотиражные. Некоторые предметы гардероба стоят совсем не игрушечных денег. Аутфиты от японки @harusya_a обойдутся в 1–1,5 тысячи долларов. И все равно Блайз разлетаются в считаные секунды. Феномен? Несомненно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
КУКЛЫ РАБОТЫ @VAINILLADOLLY
КУКЛА РАБОТЫ @CATMO_DOLL
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РИСУНКИ @VAINILLADOLLY
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Своего рода PR-кампания началась с Flickr и форумов вроде This is Blythe – портреты большеглазых кукол все размещали там. Примерно в 2012 году блайз-движение переместилось в инстаграм (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), где сегодня обнаруживаются сотни тематических аккаунтов. Отдельный жанр – снимать Блайз в интерьерах, с крошечным щенком или кошкой в руках, в окружении микроскопических предметов кукольного быта. Эти фотографии работают лучше любой рекламы. Изучение богатых на детали картинок сродни медитации, а эстетическое удовольствие испытывают даже те, кто расстался с куклами еще в младших классах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Некоторые считают, что причина феноменального успеха Блайз – во внешности. Якобы женщинам близка идея несоответствия стандартам конвенциональной красоты. В теории звучит убедительно, но на практике все может оказаться гораздо банальнее. Просто в этом безумном мире, подбрасывающем причины для стресса, как сухие дрова в печку, нам нужен еще один повод для эскапизма.

КУКЛА РАБОТЫ @EAT_ZONGZI
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
КУКЛА РАБОТЫ @MR.YUAN__
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кукла работы @vainilladolly в аутфите от @harusya_a
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кукла работы @tiinavanhatupa
Кукла работы @suedolls