«Маленький Манчестер» на берегу Невы и передовые технологии: самые увлекательные факты из истории швейного производства в России

Экскурс в историю
Б.А. Аверьянов, И.Л. Шкубер. Цветная линогравюра «Ситцы», 1964 год
Б.А. Аверьянов, И.Л. Шкубер. Цветная линогравюра «Ситцы», 1964 год
Частное собрание/ Музей Москвы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современные текстильные производства поражают своим масштабом. И речь сейчас даже не о Китае — в России тоже есть свои промышленные гиганты. Например, в 2019 году в Калужской области открылся швейный комплекс «Мануфактуры Bosco». На 16 тысячах квадратных метров расположилась огромная фабрика, на которой ежегодно производится 1 500 000 трикотажных изделий. Секрет такой производительности — в высокотехнологичном оснащении швейными машинами, лазерными аппаратами и прочей передовой техникой. Впрочем, за контроль качества даже на таких крупных производствах по-прежнему отвечают люди. А их на «Мануфактурах Bosco» работает 1100 человек.

Конечно, так было не всегда. Сто-двести лет назад о таких масштабах производства можно было только мечтать. Впрочем, отечественная текстильная промышленность уже тогда могла похвастаться значительными успехами. Как производство тканей принесло французский орден Почетного легиона русскому купцу, откуда взялся «маленький Манчестер» на берегу Невы и причем здесь сестра Владимира Маяковского? На эти и многие другие вопросы ответит наш экскурс в историю четырех крупнейших российских швейных мануфактур.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трехгорная мануфактура

Разговор о крупных отечественных текстильных производствах стоит начинать с рассказа о Трехгорной мануфактуре. Началась ее история в далеком 1799 году, когда сын крестьянина Василий Прохоров и мастер красильного дела Федор Резанов решили открыть ситценабивную фабрику на берегу Москвы-реки. Вскоре у руля остался только Прохоров, а дело — стало семейным. Производство активно развивалось, ассортимент продукции расширялся, а на предприятии открылась первая в Российской империи фабричная школа. В декабре 1877 года фабрика практически полностью сгорела, однако уже спустя 4 года ее перезапустили, предварительно закупив передовое оборудование в Англии. На Парижской выставке в 1900 году мануфактуру наградили Гран-при за технические достижения, а ее владельца Николая Прохорова — орденом Почетного легиона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Людмила Маяковская в аэрографической мастерской
Людмила Маяковская в аэрографической мастерской
Фонд Трехгорной мануфактуры.

Помимо высокого качества Трехгорная мануфактура могла похвастаться оригинальным дизайном тканей. В конце XIX века у руля творческой мастерской стоял художник Оскар Грюн, а в 1910 году — ее возглавила сестра Владимира Маяковского Людмила, став первой в истории женщиной на этом посту. Ее уникальные орнаменты, которые она создавала в технике аэрографии, Джоджо Армани в 1987 году включил в тематический альбом «Женщины русского авангарда».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Образец ткани. Рубеж XIX–XX вв. Фонд Трехгорной мануфактуры
Образец ткани. Рубеж XIX–XX вв. Фонд Трехгорной мануфактуры
Музей Москвы

Довольно быстро первостепенной задачей для фабрики стало перевыполнение плана, а не свобода творческой мысли, поэтому в приоритет был поставлен выпуск лаконичных, проверенных временем тканей. Впрочем, уже в 90-х импортный текстиль становятся востребованнее на рынке и производство закрывается. При этом Трехгорная мануфактура продолжает жить: сейчас на ее территории расположились офисы, рестораны и клубы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хамовническая ситценабивная и красильная фабрика

Еще одна знаменитая столичная текстильная фабрика расположилась на Саввинской набережной в Москве. Ее в 1820-м году основал московский купец Родион Востряков. Его редкий талант к предпринимательству позволил фабрике быстро стать одной из лучших в городе. Когда в 1847 году Востряков продал производство французу А.О. Гюбнеру, он расширил ассортимент изделий: теперь фабрика производила не только ситец, но и разные виды текстиля. В тот же период на фабрике появилась собственная электростанция — одна из первых на промышленных предприятиях в Москве. В начале XX века фабрика приостановила свою работу из-за отсутствия топлива и сырья, но вновь заработала в 1925 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Москва. Вид фабрики Товарищества ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера. 1880 год
Москва. Вид фабрики Товарищества ситцевой мануфактуры Альберта Гюбнера. 1880 год
альбом от Шерер и Набгольц

После этого специализация фабрики неоднократно менялась. После Великой Отечественной войны она практически полностью перешла на выпуск шелковых тканей. Ближе к концу 80-х производство могло похвастаться таким высоким уровнем технической оснащенности, что ассортимент производимых на нем тканей легко мог сравниться с фабриками Италии, Германии и Франции. К сожалению, уже к концу 90-х предприятие тоже закрылось: сейчас на территории фабрики находится бизнес-центр «Московский Шелк», и о богатой истории этого места напоминает только его название.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фабрика Торнтона

Текстильную фабрику на Октябрьской набережной, также известную как «Невская мануфактура» в 40-е годы XIX века открыл англичанин Джеймс Торнтон, переехавший в Петербург вместе со своей супругой. Сначала они занимались продажей английского сукна, а позже — решили основать собственное производство. По мере того как дело развивалось, в Россию приезжали их родственники, чтобы вложить в него капитал. Так фабрика Торнтона стала большим успешным семейным бизнесом, который передавался по наследству. Торнтон сделал все, чтобы окружить себя «родной» архитектурой, потому квартал, где располагалась фабрика, в народе стал назваться «маленьким русским Манчестером».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Б.А. Аверьянов, И.Л. Шкубер. Цветная линогравюра «Ситцы», 1964 год
Б.А. Аверьянов, И.Л. Шкубер. Цветная линогравюра «Ситцы», 1964 год
Музей Москвы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К концу XIX века фабрика Торнтона была одним из крупнейших предприятий России в своей отрасли. Оно имело свой газовый завод, ремонтные мастерские и даже переправу через Неву. В советский период предприятие было национализировано, но производство сохранилось. Фабрика активно работала даже в период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Тем не менее, в 1990-х производство закрылось и помещения стали сдавать в аренду, а в 2021 году на территории фабрики произошел масштабный пожар, охвативший все историческое здание. Сейчас оно находится в процессе реставрации.

Большая Ивановская мануфактура

Корпуса Большой Ивановской мануфактуры часто в шутку называют ивановским Кремлем. Отсчет ее истории принято вести с 1751 года, когда крестьянин Михаил Ямановский открыл одну из первых в селе Иванове полотняных мануфактур. Изначально совсем небольшая фабрика начала разрастаться только в последней четверти XIX века: тогда на ней появились знаменитые отбельные, красильные и ситцепечатные корпуса, а позже — своя электростанция.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Музей Москвы

Ткани, выпускавшиеся в Иванове, пользовались большим успехом на московских ярмарках и даже получали международные премии. По разнообразию ассортимента фабрика занимала одно из ведущих мест в стране. В 1916-м году фабрику было решено объединить с другим производством, располагавшимся на противоположном берегу реки. В советское время Большая Ивановская мануфактура была одним из флагманов местной текстильной промышленности, однако в конце нулевых работа фабрики была остановлена.