РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Асташовский терем — жемчужина деревянного зодчества в костромских лесах

Мария Белоковыльская побывала в первом и пока единственном отеле-музее в России
Bazaar
Bazaar редакция
ЛЕСНОЙ ТЕРЕМ «АСТАШОВО»
ЛЕСНОЙ ТЕРЕМ «АСТАШОВО»

Асташовский терем построил для своей жены Елизаветы костромской отходник Мартьян Сазонов. Отходниками до революции называли крестьян, которые занимались сезонной работой, то есть «отходили» от места жительства и отправлялись на заработки. Согласно одной из версий, разбогатев на строительных подрядах, Сазонов решил немного посибаритствовать. Образ загородного дома мечты «подсмотрел» в журнале «Мотивы русской архитектуры»: там опубликовали проект резиденции, выполненный Иваном Павловичем Ропетом. Ропет специализировался на русском стиле и был известен в том числе за пределами страны – благодаря русским павильонам для всемирных выставок в Париже и Чикаго. Мартьяну так понравился его проект на журнальных страницах, что он захотел его повторить, или, как бы мы сегодня выразились, «им инспирировался».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для строительства выбрал участок в чухломской глуши. (Чухлома – город в Костромской области. – Прим. HB.) Тогда лес был вполне населенным, и не только всяким зверьем, как сейчас, – в округе жили семьи отходников, и их было много. Рядом с теремом сделали несколько прудов, разбили фруктовый сад, а ко входу подвели липовую аллею. Но главные силы были брошены на декор. Среди местных жителей до сих пор ходят легенды о роскошных интерьерах терема – лестнице, щедро украшенной резьбой, изразцовых печах, витражах и прочих совсем не крестьянских излишествах. «Сазоновская линия» оказалась в драматическом асташовском сюжете недолгой. В 1914-м Мартьян умер, а вскоре пришла новая власть и терем экспроприировали – почти тридцать лет здание пустовало. Позже тут располагались сельсовет, библиотека, медпункт, почта, сберкасса и клуб.

АСТАШОВСКИЙ ТЕРЕМ ДО РЕСТАВРАЦИИ
АСТАШОВСКИЙ ТЕРЕМ ДО РЕСТАВРАЦИИ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конце 70-х история запустения повторилась: деревенские жители разъехались по городам – и бывшая резиденция Сазонова осталась одна посреди дремучего леса. На этом мы могли бы поставить жирную точку, если бы не бизнесмены-энтузиасты Андрей Павличенков и Ольга Головичер. «Мы узнали о тереме из краеведческой книжки, – вспоминают они. – Когда увидели его вживую, он был в аварийном состоянии. Сразу стало понятно, что минимальными усилиями не обойтись». Посоветовавшись с экспертами, будущие хозяева приняли непростое решение: полностью, до последнего бревнышка, разобрать сруб, перевезти в Кириллов, что в Вологодской области, и отдать реставратору памятников древнерусского зодчества Александру Попову и его команде. А затем собрать заново и привезти обратно. План казался чистым безумием. Из области безумного была и стоимость реализации – владельцы признаются, что потраченных средств хватило бы на покупку совершенно нового дома в Подмосковье. Когда асташовский терем в целости и фантастической сохранности вернули на законное место, вокруг сразу поднялась шумиха. «Люди приходили просто посмотреть и не верили своим глазам», – рассказывает дядя Слава, бывший полярный геолог, который начинал в «Асташове» управляющим, а теперь называет себя «главным по лесу». Сегодня «просто посмотреть» приезжают со всей России. Туристов водят по комнатам с воссозданной обстановкой конца XIX – начала XX века, травят байки и показывают вещи-экспонаты, которые можно трогать (а не изучать через стекло с метрового расстояния). Общую зону называют на старый манер – людской: вдоль стен тянутся деревянные лавки, рядом трещит дровами печка и красуется трехсотлетний шкаф петровской эпохи. На втором этаже – гостиная с граммофоном и карточным столом, пожелтевшие газеты, фотографии Мартьяна с Елизаветой и аудиогиды для самых любознательных. На чердаке – мини-музей советской эпохи. При желании можно подняться на башню: оттуда видно, насколько далеко (в буквальном смысле – на десятки километров) Павличенков и Головичер зашли в своих фантазиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ВЕРАНДА НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ
ВЕРАНДА НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ
КРЫЛЬЦО
КРЫЛЬЦО
ЭРКЕР
ЭРКЕР
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«Асташово» работает не только как музей, но и как отель, оказавшись в котором попадаешь в дореволюционную Россию. Номера названы в честь местных речек: «Вига», «Ракостель», «Ида». При этом стилистически винтажные интерьеры современны по сути – нет ощущения, что ты в лавке у старьевщика. В ванных комнатах – идеальная сантехника и пол с подогревом, в спальнях – отличные матрасы, вся косметика – Natura Siberica. На кухне готовят из фермерских продуктов, в двух шагах – баня и несколько домиков в скандинавском стиле. От всего перечисленного потенциальных гостей отделяет лишь плохая дорога – около 30 километров по гравию, в дремучем лесу. «Но оно и хорошо, что такая, – говорит "главный по лесу" дядя Слава. – Положишь асфальт – и приедет толпа, будет много шума и лишних людей. А так у нас только для своих. Для тех, кто понимает».

ИНТЕРЬЕР ОДНОГО ИЗ НОМЕРОВ
ИНТЕРЬЕР ОДНОГО ИЗ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ГОСТИНАЯ
ГОСТИНАЯ
МИНИ-МУЗЕЙ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ НА ЧЕРДАКЕ
МИНИ-МУЗЕЙ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ НА ЧЕРДАКЕ

Текст: Мария Белоковыльская
Фото: Nathalie Gertz

Загрузка статьи...